Мишнева Дарья Евгеньевна
«Экологический патруль». Технологическая карта сюжетно-ролевой игры по экологии для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологический патруль»
Вид: Сюжетно- ролевая игра
Возрастная группа: старшая
Цель: Обогащение знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.
Задачи:
Обучающая: Иметь представление об истинных человеческих ценностях, нормах нравственной модели поведения человека в природе
Развивающая: Знать о лесе, реке, животном и растительном мире, иметь представление о правилах поведения на природе
Воспитательная: Уметь играть в команде, распределять роли, не перебивать и слушать воспитателя
Речевая: Узнать новые слова : патруль, эколог, экологическая катастрофа
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа: -
Материалы и оборудование: макет реки, декорации леса, игрушки (дикие животные, рыбы, пресмыкающиеся, план-карта, наборы для игр «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория», видеоозапись «Полёт вертолёта»
Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.
Предполагаемые роли: ветеринары, спасатели, ученые-экологи
Примерные игровые действия:
• управление вертолётом;
• изучение экологической обстановки (пробы воды, лесного покрова и т. д.);
• работы по исправлению экологической ситуации: очистка водоема (реки, спасение животных, добавление рыб в реку, приготовление еды.
№ Этапы Методы, приемы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1Организационно-мотивационный Беседа Воспитатель привлекает детей к себе:
Воспитатель:
-Дети! В наш детский сад пришла телеграмма. «Внимание! Экологическая катастрофа! В нашем лесу случилась беда. В реке пропала вся рыба. В опасности жители леса - многие из них заболели. Спасите! Помогите! Лесные обитатели»
Воспитатель:
-Дети, а что такое катастрофа?
Какие катастрофы вы знаете? (пожар, землятрясение, наводнение)
-Правильно. Ребята, в телеграмме лесные обитатели пишут об экологической катастрофе. Что это такое, как вы думаете?
Да, это серьезное бедствие, которое случается в природе, когда страдают леса, реки, животные, птицы, насекомые. А, часто и совсем пропадают. Экологические катастрофы часто происходят по вине людей и наносят непоправимый вред природе. Например, люди строят заводы и фабрики, которые выпускают в воздух дым, а в воду разные вредные вещества, вырубают леса, в которых водятся животные и птицы. Все это приводит к экологической катастрофе в природе.
Воспитатель:
-Дети, а вы хотите отправиться на место происшествия и спасти животных?
Воспитатель:
-Но дорога туда нелегка. Давайте рассмотрим карту местности.
(Рассматривают карту, на ней изображены лес, река и набольшая полянка у реки)
Воспитатель:
-Ребята, что вы видите на карте?
Воспитатель:
- А дорогу вы видите?
Воспитатель:
- На чём же мы можем туда добраться?
Воспитатель: -Правильно, туда можно добраться только на вертолёте!
-Ребята, давайте мы с вами создадим экологический патруль – скорую спасательную экспедицию и отправимся на место происшествия. Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются экологическими катастрофами?
Воспитатель: Кто такие экологи?
Воспитатель добавляет или поясняет, если ответы неполные: Экологи - ученые, которые изучают природную среду, берут пробы воды, почвы, образцы растений. Они исследуют их и делают выводы, как можно помочь природе. Кто из вас кем будет?
Воспитатель помогает с выбором, принимает на себя роль начальника спасательной экспедиции.
Дети распределяют роли, высказывают свои желания. Совместно выбирается главный спасатель. Дети настроены на предстоящую деятельность, отвечают на вопросы. Запоминают информацию которую им рассказали
2 Основной Беседа Воспитатель:
-А теперь пора приготовиться к путешествию!
Воспитатель интересуется, что нужно взять с собой и предлагает загрузить все необходимые материалы и вещи в спасательный сундук.
Главный спасатель: Команда к полету на место происшествия готова? Занять место в вертолете!
Включается видеозапись «Полёт вертолёта».
Воспитатель:
-Пока мы летим, давайте выясним, чем мы займемся.
- После прибытия на место, нам нужно выяснить, что же произошло.
- Спасателям провести спасательные действия.
- Экологам взять пробы воды в реке и провести исследования, взять образцы растений в лесу и выяснить, в каком состоянии находится лес.
- Ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным.
Воспитатель: Задача ясна?
Воспитатель:
-Чтобы нам быть на связи, я даю вам рации. Держитесь на связи! Докладывайте мне о том, что происходит по рации.
Предполагаемые действия:
- Воспитатель (начальник экспедиции) со спасателем или ветеринаром разбивает лагерь, ставит палатку.
- Экологи проводят исследования воды в реке, растений в лесу.
- Ветеринары обследуют пострадавших животных, относят их для лечения в лагерь и там оказывают первую помощь животным.
- Спасатели собирают мусор в ведра, убирают из реки бензиновые пятна.
- После того, как вода очищена, эколог делает повторные пробы воды, которые показывают, что вода стала чистой и дает распоряжение выпустить в воду рыбу.
- Эколог, исследующий растения, сообщает о результатах и сажает новые растения.
- Главный спасатель докладывает о том, что работа по очистке реки закончена.
- Ветеринары докладывают, что все животные вылечены и животных можно отправить в лес.
Раздается аудиозапись «звуки природы»
- Воспитатель (начальник патруля) дает команду: А сейчас нам пора возвращаться. Прошу всех собрать свои вещи и пройти на посадку в вертолёт.
Включается видеоролик «Полёт вертолёта»
Во время полета проводится обсуждение проделанной работы.
Воспитатель расспрашивает спасателей, о том, что они обнаружили на месте экологической катастрофы на реке.
- Что вы увидели на берегах реки и в воде? Почему это произошло? Кто виноват в засорении реки?
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)
- Что вы сделали, чтобы вода стала чище? (ответы детей)
- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)
- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)
- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
Воспитатель: Что же произошло в лесу? От чего пострадали животные? (ответы детей) Что нужно делать, чтобы в лесу было чище?
- Правильно. Леса – это легкие нашей планеты, наше богатство. Нужно бережно относиться к нему, при посещении леса гасить за собой костры, убирать весь мусор, не разрушать гнезда, муравейники, места обитания диких животных.
Воспитатель: ребята, я как начальник спасательного патруля, благодарю вас за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам и вручаю вам медали «Защитники природы».
Дети переодеваются, собирают все необходимое, сооружают вертолет из стульев, загружают в него все необходимое оборудование и строятся возле вертолета.
Дети совместно с начальником спасательной экспедиции обсуждают план действий
Главный спасатель: Мы приближаемся к месту. Приготовиться к посадке!
Дети выходят из вертолёта, перед ними река и лес, по берегу реки разбросаны ветки, хворост, в реке плавают пятна нефти (бензина, мусор, пустые бутылки. В лесу разбросан мусор, лежат больные звери.
Дети: Да.
Главный спасатель командует приступить к своим обязанностям. Игра начинается.
После посадки, дети выстраиваются возле вертолёта
Дети выполняли все указания. Распределили роли между собой без ссор, играли дружно
3 Заключительный Подведение итогов, художественное слово - Ребята, вам понравилась работа нашего экологического патруля? Что вам понравилось больше всего?
- Кому помогали?
- Что нового узнали?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
Воспитатель читает стихотворение:
Берегите, ребята, природу!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»