Мария Плеханова Бурковская
Технологическая карта, разработка, описание коррекционно-развивающего занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка коррекционно-развивающего занятия опирается на принципы и идеи современно-дидактической психолого-педагогической концепции. Перечислим ряд ключевых особенностей, которые послужили основной для разработки занятия для детей с задержкой психического развития:
1) Современная дидактическая концепция отличается тем, что она основана на взаимодействии и взаимопонимании, содействии, учителя и ученика.
Публикация «Технологическая карта, разработка, описание коррекционно-развивающего занятия» размещена в разделах
2) Концепция носит гуманистический характер и обозначает главной целью образование, воспитание, реализацию и самореализацию, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан.
3) В современно-дидактической концепции прослеживается тесная взаимосвязь между идеями, подходами и принципами современной дидактики: личностный подход, деятельностный подход, социальная направленность и коллективистский подход, целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса, оптимизационный подход, технологический, творческий, инновационный подходы. Данные подходы в учебном процессе являются крайне важными, основополагающими [13].
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. С этой задачей можно справится, используя идеи, подходы и принципы современно-дидактической концепции.
Разрабатывая коррекционно-развивающее занятие, учитывали все необходимые требования и рекомендации для работы с детьми с задержкой психического развития. При построении занятия использовался деятельностный подход, принцип единства коррекции и развития, целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Занятие носит интегрированный характер. Структура, методы и формы работы с детьми подобраны с учетом психологических особенностей старших дошкольников с ЗПР.
Структура коррекционно-развивающего занятия состоит из нескольких этапов:
1. Вводно-организационный этап.
2. Мотивационно-побудительный этап.
3. Содержательный этап.
4. Заключительный этап.
Цель занятия : развитие и коррекция психических процессов у дошкольников ЗПР на основе темы «Лесные животные».
Задачи занятия :
Коррекционно-образовательные задачи : закрепить представления о диких лесных животных, их внешнем виде, месте обитания, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Лесные животные» (животное, волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось, бобр, кабан, рысь, рога, шерсть, копыта, умная, красивая, рогатый, хвостатая, хитрая и т. д., дать понятие, что животные делятся на хищников и травоядных.
Коррекционно-развивающие задачи : развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные задачи : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к животным.
Образовательные технологии, используемые во время проведения занятия : здоровьесберегающие технологии; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; игровая технология.
Методы и приемы:
1. Наглядные методы обучения (демонстрация наглядных пособий; наблюдение).
2. Словесные методы обучения (рассказ педагога; вводная беседа; итоговая беседа).
3. Игровые методы обучения (дидактическая игра; воображаемая ситуация; появление игрового персонажа; выполнение воспитателем игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; создание игровой ситуации).
4. Практические методы обучения (Упражнение подражательно-исполнительского характера, творческое упражнение).
Для эффективного проведения коррекционно-развивающего занятия учитель-дефектолог берет на себя ведущую роль в организации и последовательности исполнения коррекционно-педагогического воздействия. Во время проведения занятия с детьми, в первую очередь, учитывались особенности структуры дефекта детей с ЗПР, возраст, особенности индивидуального развития. Главные условия результативности занятия : установить контакт, организовать общение и другие формы взаимодействия с детьми с учетом особых образовательных потребностей. Учитель-дефектолог способствует познавательному, речевому развитию детей, направляет их по ходу занятия, корректирует небольшие заминки и ошибки, выстраивает личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, оказывает эмоциональную поддержку, мотивирует их на выполнение поставленных задач. Дети хорошо справились со всеми заданиями. Воспитанники на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Дети принимали творческие и проблемные ситуации занятия.
Таким образом можно сделать вывод, что данное коррекционно-развивающее занятие преемственно и отвечает всем требованиям организации занятий, учитывает закономерности детского развития и придерживаться основных принципов коррекционной деятельности. Данное занятие можно проводить на базе дошкольных образовательных учреждений или специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Занятие рассчитано на детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Может быть выбрана индивидуальная или групповая форма проведения коррекционно-развивающего занятия. Данное занятие предназначено для учителей-дефектологов, которые проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими задержку психического развития.