Елена Тихонюк
Технологическая карта проекта «Моя семья — мое богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
Творческий
Информационно-исследовательский
Краткосрочный
Групповой
Возраст детей 4-5 лет
Актуальность: Родители часто недооценивают значимость семейных традиций. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. Эти знания помогают человеку осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина.
Публикация «Технологическая карта проекта „Моя семья — мое богатство“» размещена в разделах
Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель:Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, стремление узнать историю и традиции своей семьи.
Противоречия:
- В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
- Семья есть важнейший институт воспитания значимых качеств ребёнка.
-У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
- В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у дошкольников семейных ценностей.
- Родители недооценивают значимость семейных традиций, нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Задачи :
- Дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
- познакомиться с историей создания и развития своей семьи;
- продолжать развивать познавательные способности детей;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь
- укреплять детско-родительские отношения;
- активно включать родителей в творческо -поисковую деятельность;
-способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Участники : дети средней группы, родители, педагоги ДОУ.
Предполагаемый результат:
-Сформировать положительный образ семьи.
- Дети больше узнают о своей семье : о членах семьи, предках, семейных традициях.
- Организовать выставки творческих работ детей и родителей в группе.
- Создать методическую копилку по данной проблеме.
- Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности.
- Наладить с родителями доверительные и партнерские отношения.
Продукты проекта :
- Альбом «Моя семья. Мой род».
- выставка рисунков «Моя семья».
- создание семейной книжки-малышки.
- картотека игр по теме «Моя семья».
- дидактические игры и пособия по теме проекта.
Распределение деятельности педагога и детей в процессе реализации проекта
1 этап
Подготовительный
Деятельность педагога:
- постановка целей и задач проекта;
- изучение литературы по проблеме;
- подбор методического материала для детей и родителей;
-составление плана мероприятий;
-определение содержания деятельности всех участников проекта.
Работа с детьми:
-погружение детей в проблему.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей;
-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
2 этап
Основной
Деятельность педагога:
- организация деятельности детей и родителей;
- привлечение педагогов ДОУ.
Работа с детьми:
- организация различных видов деятельности;
- оказание практической помощи.
Работа с родителями:
-привлечение родителей к продуктивной деятельности;
- оказание практической помощи.
Совместная деятельность с детьми и родителями
3 этап
Заключительный
Деятельность педагога:
- выставка «Моя семья. Мой род».
Работа с детьми:
- спортивный досуг, совместно с родителями;
- обсуждение результатов;
- создание итоговой презентации.
Работа с родителями:
- участие в выставке работ;
-участие в итоговом мероприятии.
План мероприятий
1. Взаимодействие с детьми
Познавательное развитие НОД «Моя семья», «Древо семьи. Мой род».
Цель: раскрыть понятие «род», «родители», «семья».
Беседы: «Моя дружная семья», «Папа, мама - мои лучшие друзья».
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях.
Речевое развитие Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье :
Е. Благинина «Посидим в тишине»;
Рассказ Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»;
сказка: «Кукушка».
Беседа: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители».
Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки.
Заучивание стихов о семье
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание иллюстраций и альбома о семье.
Рисование «Папа, мама, я- дружная семья».
Выставки «Наши руки не для скуки», «Золотые руки наших мам».
Поделки из различных материалов.
Изготовление подарков для родителей
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Физическое развитие 23 Февраля Досуг с родителями «Аты- баты, шли солдаты!».
8 марта-праздник мам.
Спортивный досуг
Цель: повысить интерес к семейным соревнованиям, воспитывать любовь и уважение к близким и родным, создать тёплую праздничную обстановку, сблизить детей и родителей.
Социально-коммуникативное развитие
Права и обязанности в семье
Древо семьи
Видеопросмотры
Словарик «Что означают наши имена»
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.
Настольно-печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому что нужно для работы?».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.
2. Взаимодействие с родителями:
-консультация для родителей «Моя родословная»;
-индивидуальные беседы;
-привлечение родителей к сбору материала, необходимого для реализации проекта.
-Тематическая выставка художественной литературы о семье.
-Ширма «Роль семьи в воспитании ребенка».
-Памятка для родителей «Как правильно общаться с детьми». “Роль отца в воспитании детей”.
3. Совместная деятельность родителей и детей:
- беседы с детьми о своей семье, родственниках;
-рассказы о своем детстве, о школьных годах, о своей профессии;
Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье :
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
-изготовление книжки-малышки «Моя семья».
Цель: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
4. Совместная деятельность с детьми и родителями:
23Февраля-Досуг с родителями «Аты-баты, шли солдаты!».
8 марта - праздник мам.
-спортивный досуг с участием детей;
-создание группового альбома;
-выставка «Генеалогическое древо моей семьи»….
Цель: узнать свои корни. Что такое «род», «родословная», «семья», «родные», «близкие», расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности.