Лашина Маргарита
Технологическая карта по речевому развитию детей 5–6 лет «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по речевому развитию
ФИО: Лашина М. Р.
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: «Моя семья»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Цель занятия: составление рассказа о своей семье по плану через речевую и игровую деятельность.
Задачи занятия:
-обучающие:
1. Развивать умение составлять рассказ о своей семье по плану.
2. Активизировать словарь детей по теме занятия
Публикация «Технологическая карта по речевому развитию детей 5–6 лет „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному
4. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-развивающие : зрительное внимание, речедвигательный аппарат.
-воспитательные: воспитывать культуру общения.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) :
Дидактическая задача: упражнять детей в подборе прилагательных к существительному
Игровая задача: подберите как можно больше слов, которые расскажут о членах твоей семьи.
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия:
- дети упражнялись в умении составлять рассказ по плану;
- дети употребляли в речи слова по теме «Моя семья»
- дети подбирали прилагательные, к существительным играя в дидактическую игру;
- дети образовывали слова с уменьшительно - ласкательным значение?
- дети внимательно слушали друг друга;
- дети культурно общались между собой;
- дети составили рассказ о своей семье по плану через речевую и игровую деятельность.
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование: импровизированная рамка телевизора и микрофон, фишки
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Формы, методы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап
1 мин Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности Ребята, сегодня я приглашаю вас в волшебный мир телевиденья!
(Импровизированная рамка телевизора и микрофон)
- Какие передачи вы смотрите по телевизору? – А вы бы хотели стать участниками телепередачи?
Форма: фронтальная
Метод: создание воображаемой ситуации
Приемы:
внезапное появление объекта. Игровая Дети заинтересованы в предстоящей деятельности
2. Основной этап
28 минут
2.1. Этап постановки проблемы
Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме
- Ребята, давайте мы с вами представим, что нас всех пригласили на детскую передачу «Я и моя семья».
- Вы согласны быть участниками этой передачи?
- А кем буду я? Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приемы: вопросы к детям Речевая Вхождение детей в проблемную ситуацию, определение проблемного вопроса.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Активизировать словарь детей по теме занятия Воспитатель предлагает поговорить о семье. Вспомнить какие бывают семьи с помощью картинок.
- Какие бывают семьи?
- Кто входит в состав семьи?
- Чем занимается в доме папа?
- Чем занимается мама?
- Есть ли в семье бабушки и дедушки?
- Чем занимаются братья и сестры?
- Чем занимается семья, когда собираются все вместе?
- Куда можно съездить всей семьёй?
Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приемы:
вопросы к детям. Речевая Отвечают на вопросы по теме занятия, употребляют в речи слова на тему «Семья»
2.3. Этап практического решения проблемы Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному
Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивать умение составлять рассказ о своей семье по плану.
Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Дидактическая задача: упражнять детей в подборе прилагательных к существительному
Игровая задача: подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке
Игровые правила: если хочешь ответить, не шуми, только руку подними я буду называть члена семьи, а вы должны подбирать слова которые отвечает на вопрос «Какой, Какая?»
Игровые действия:
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними
Кто является членом семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.
Какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший
А семья (какая) - дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная.
Воспитатель: А как живут члены одной семьи?
Дети: Вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно.
Воспитатель: Какие бывают семьи?
Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Как у нас семья"
Как у нас семья
Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Дидактическая задача: упражнять детей в умении называть слова с уменьшительно ласкательным значением.
Игровая задача: назвать члена семьи ласково
Игровые правила: поймать мяч, назвать слово с уменьшительно –ласкательным значением.
Игровые действия: ведущий кидает игроку мяч, и называет слово, игрок должен образовать новое слово с уменьшительно-ласкательным значением.
- Дедушка – дедуля, дедуся, дедулечка.
- Бабушка – Бабуля, бабулечка, бабуся, бабусечка.
- Мама – мамуля, мамуся, мамулечка, мамуля.
- Папа – папуля, папочка, папулечка.
- Сестра – сестрёнка, сестричка, сестрица.
- Брат – братишка, братик, братец.
- Прислушайтесь, как тепло и нежно стало на душе от ласковых слов
- А сейчас дети, мы будем составлять рассказ о своей семье, и поможет нам в этом план.
План рассказа:
1. Фамилия семьи.
2. Назовите членов семьи (перечисление).
3. И. О. членов семьи, где работают, чем занимаются.
4. Увлечения семьи.
5. Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)
Форма: фронтальная
Методы: дидактическая игра
Приемы:
инструкция, индивидуальное повторение, указание, объяснение, педагогическая оценка.
Форма: фронтальная
Метод: дидактическая игра
Приемы: указание, разъяснение, пояснение, педагогическая оценка
Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приемы: указание, разъяснение, пояснение, педагогическая оценка Игровая
Двигательная
Игровая
Речевая
Дети подбирали прилагательные, к существительным играя в дидактическую игру;
.
Дети образуют существительные уменьшительно ласкательным значением.
Дети составляют рассказ о своей семье по плану.
3. Заключительный этап
1 минута Подвести итог деятельности, обобщить полученный опыта - Ребята вам понравилось быть телеведущими?
- В какой передаче мы сегодня учувствовали?
- О чем мы рассказывали? Форма: фронтальная
Метод:
беседа
Приемы: вопросы к детям, педагогическая оценка. Речевая Дети подводят итог занятия.