Елена Ратегова
Технологическая карта по математике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта по математике в старшей группе
Урок (Внеурочное занятие)
Тема урока: «Одна матрешка, две…. И вот… матрешек целый хоровод» (старшая группа)
Воспитатель: Ратегова Елена Алексеевна
Формы работы: рассматривание и описание детьми матрешек, дидактические игры с участием матрешки, ориентировка в пространстве, счет в пределах 10.
Цель занятия: формировать навыки счета в пределах 10, закреплять ориентировку на листе бумаги.
Публикация «Технологическая карта по математике в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Задачи занятия: продолжать знакомить детей с русской матрешкой, как с видом народных промыслов; закреплять представление об образовании чисел от одного до десяти; продолжать закреплять навыки счета в пределах десяти слева направо и справа налево; закреплять умение устанавливать соотношение между пятью предметами по высоте; развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками, отвечать на заданные вопросы; обогащать словарь детей словами: матрешка, самая высокая (самая низкая, выше, еще выше, ниже, пониже, повыше; совершенствовать умение определять положение предмета, используя предлоги: на, в, за, перед, под; воспитывать любовь к народному творчеству.
Дидактические средства:образцы семеновской,полхов – майданской и загорской матрешек; готовые растительные узоры; матрешки разных размеров, в разных платочках и декоративные элементы для дидактических упражнений «Назови цвет платочка у матрешки»; «Укрась матрешкам сарафан»; дидактическая игра «Путешествие матрешек».
Структура и содержание занятия
Этапы деятельности на занятии Содержание занятия Коррекционные задачи
1. Вводная часть
Организационный момент с матрешкой. Педагог вносит в группу трех разных матрешек.
Педагог. Посмотрите, ребята, кто сегодня пришел к нам в гости? (Матрешки) Расскажите, что вы знаете о них. (Матрешка – это русская деревянная кукла. Самая первая матрешка на Руси была в виде девочки в сарафане и с петухом в руках. В большой матрешке пряталось целое семейство. Кукла нравилась и взрослым, и детям, у нее доброе и ясное лицо. Русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы и счастья.) Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Основная часть.
Актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД. Педагог. Какие вы знаете виды матрешек? (Семеновская, полхов – майданская и загорская матрешки.) Чем они отличаются друг от друга? (Росписью, цветами красок и элементами.) Ребята, давайте поиграем с нашими матрешками.
Дидактическое упражнение «Назови цвет платочка у матрешки».
Педагог. У вас на столах лежат матрешки разных размеров. Наши матрешки все в разных платочках. Назовите, какого цвета платочки у матрешек? (Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый.)
Дидактическое упражнение «Укрась матрешкам сарафан».
Педагог. На столах вы найдете декоративные элементы, которыми нужно украсить сарафан матрешке. Первая группа будет делать семеновских матрешек, вторая группа – загорских, третья группа – полхов – майданских. Первая группа может использовать при оформлении 6 любых элементов, вторая группа – 7 элементов и третья группа – 5 элементов.
Сколько матрешек получилось у каждой группы? (Получилось пять матрешек.) А как вы считали? (Слева направо.) А можно ли посчитать матрешек справа налево? (Да, можно.) Изменится ли от этого их количество? (Нет, не изменится.) Правильно, ребята, можно одни и те же предметы считать в разных направлениях, и количество их от этого не измениться.
Педагог располагает демонстрационных матрешек в ряд.
Педагог. Теперь давайте поставим наших матрешек в ряд от самой низкой до самой высокой. Какого цвета платочек у самой низкой матрешки? (Красного.) Какого цвета платочек у матрешки повыше? (Желтого.) Какого цвета платочек у матрешки, которая выше матрешки в желтом платочке? (Синего.) Какого цвета платочек у матрешки, которая выше матрешки в синем платочке? (Зеленого.) Какого цвета платочек у самой высокой матрешки? (Оранжевого.) Какого цвета платочки у матрешек, которые ниже матрешки в зеленом платочке? (Синего, желтого, красного.)Какого цвета платочки у матрешек, которые выше матрешки в платочке красного цвета? (Желтого, синего, зеленого, оранжевого.) Матрешка в оранжевом платочке выше или ниже матрешки в синем платочке? (Выше.) Матрешка в зеленом платочке выше или ниже матрешки в красном платочке? (Ниже) Какая из матрешек выше – в синем платочке или в зеленом? (Матрешка в зеленом платочке выше матрешки в синем платочке.) Какая матрешка ниже - в синем или красном? (Матрешка в красном платочке ниже матрешки в синем платочке.) Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Продолжать знакомить детей с русской матрешкой, как с видом народных промыслов.
Продолжать закреплять навыки счета в пределах десяти слева направо и справа налево; закреплять умение устанавливать соотношение между пятью предметами по высоте.
Развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками, отвечать на заданные вопросы.
Обогащать словарь детей словами: матрешка, самая высокая (самая низкая, выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.
Учить составлять растительный узор из готовых образцов.
Закреплять умение устанавливать соотношения между пятью предметами по высоте.
3. Самостоятельное применение знаний на практике. Физминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Дидактическая игра «Путешествие матрешек».
Педагог. Ребята, положите перед собой листы картона. Что изображено на них? (Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами.) Вот сюда - то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом. (Дети выполняют задание.) Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост. (Дети выполняют задание.) Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком. (Дети выполняют задание.) Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочку. (Дети выполняют задание.) Что растет рядом с елочкой? (Куст с ягодами.) Посмотрела матрешка на елочку, потом – на кустик и решила их сравнить: какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, а кустик низкий.) А вокруг – красота! Сколько елочек? (Одна.) А сколько цветочков? (Пять.) Сколько кустиков? (Один.) А сколько ягод на кустике? (Десять.) Пора звать подружек. Матрешки – сестрички, идите все сюда! Поставьте матрешек на травку. (Дети выполняют задание.) Решили матрешки сесть в лодку и поплыть по реке. Посадите матрешек в лодочку. (Дети выполняют задание.) Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село в лодку? (В лодку сели пять матрешек.) Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Закреплять представление об образовании чисел от одного до десяти.
Совершенствовать умение определять положение предмета, используя предлоги: на, в, за, перед, под.
4. Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний. Педагог. Молодцы, ребята! Как весело было играть с матрешками! Какие виды матрешек мы сегодня вспомнили? (Семеновские, загорские, полхов – майданские матрешки.) Какие матрешки вам больше всего понравились? Почему? (Свободные высказывания детей.) В каком направлении можно считать предметы? (Слева направо справа налево.) Изменится ли от направления счета их количество? (Нет, не изменится.) Развивать внимание, глазомер, творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.