Желтышева Виктория
Технологическая карта образовательной деятельности «Бумажные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Бумажные истории»
(Технология деятельностного метода «Ситуация»)
Желтышева В. В.,
МБДОУ «ЦРР – ДС №32» г. Братска
Цель:
Создание условий для расширения опыта воспитанников в изготовлении конструкций (игрушек) из бумаги в процессе конструирования по схемам «Оригами».
Задачи:
Показать варианты преобразований : попарно сгибать уголки вниз или вверх, чтобы получились ушки животных;
Публикация «Технологическая карта образовательной деятельности „Бумажные истории“» размещена в разделах
Расширить опыт конструирования из бумаги по заданному условию;
Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения;
Закреплять знания детей о видах животных (хищники, травоядные, дикие, домашние);
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, познавательную активность;
Развивать речь, мышление, воображение, внимание, память.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассуждение.
Наглядные: схемы «Оригами», образцы игрушек, сконструированных их бумаги
Практические: конструирование
Игровые: словесная игра, дидактическая игра
Образовательная область : продуктивная деятельность.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, конструирование.
Материалы и оборудование: схемы «Оригами», бумажный Аристотель, игровые поля с дикими и домашними животными, картинки с животными, длинные и короткие бумажные полоски на количество детей, клей, фломастеры.
Предварительная работа:
- просмотр серии мультфильмов «Бумажные истории»,
- беседа о видах животных,
- работа со схемами «Оригами» (рассматривание схем, выполнение аналогичных заданий по схеме).
Этапы ОС Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты
1. Введение в ситуацию Примерная речь воспитателя: здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие и не с пустыми руками (в конверте лежат чистые листы бумаги в виде квадрата по количеству детей?
Правильно, Аристотель из мультика «Бумажные истории». Посмотрите, какой он грустный.
- Как вы думаете, почему? (версии детей).
- Интересно узнать, что в конверте?
- Посмотрим?
- Знаете, зачем нам квадраты? Аристотель открыл мне секрет : у всех его друзей есть животные, о которых можно заботиться, а у Аристотеля нет. Вот он и пришел к нам с конвертом за помощью и просит нас подарить ему друга.
Хотите помочь Аристотелю?
Сможете?
Как мы можем ему помочь?
Предлагаю вспомнить названия животных и поиграть в игру с Аристотелем. Чтоб поднять ему настроение
Деятельность детей : Дети располагаются на коврике вокруг воспитателя. Отвечают на вопросы, выдвигают версии помощи Аристотелю (подарить, купить, сделать) Мотивация детей на включение в игровую деятельность.
2. Актуализация знаний и умений
Д/игра «Назови животное»
Д/игра «Дикие и домашние животные»
Деление на компании Примерная речь воспитателя: Давайте встанем в круг. Я называю любое животное и передаю нашего Аристотеля по кругу. Вы также называете животное, но не повторяетесь за мной и передаете Аристотеля дальше. Игра продолжается до тех пор, пока Аристотель не окажется в моих руках.
Примерная речь воспитателя: Какие молодцы, мы сейчас вспомнили много животных. Предлагаю нам поиграть еще в одну интересную игру и рассказать Аристотелю какие из них дикие, а какие домашние.
Для этого нам необходимо поделиться на две компании. Сделать это можно следующим образом : вытягиваем бумажную полоску (у кого короткая - собирают всех диких животных, у кого длинная – домашних)
Деятельность детей : дети встают в кружок, воспитатель передает Аристотеля, вырезанного из картона одному из детей, и называет животное, потом ребенок также называет животное и передает Аристотеля, другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все не назовут по одному животному.
Деятельность детей : дети вытягивают бумажные полоски : у кого короткая - собирают всех диких животных, у кого длинная – домашних (работа выполняется за столами). После того, как дети разложат карточки, команды меняются местами и проверяют правильность выполнения работы. Обобщение знаний детей о названиях животных
Закрепление представления детей о диких и домашних животных.
3. Затруднение в ситуации
Беседа «Почему не получилось» Примерная речь воспитателя: Мы с вами вспомнили, какие животные бывают, но совсем забыли зачем к нам пришел Аристотель. Кто помнит, зачем он к нам пришел? Что он принес с собой? Что мы обещали Аристотелю?
Давайте будем помогать: названия животных вы все знаете, бумага у вас есть, можете начинать.
Смогли?
Почему не смогли?
Не переживайте, затруднений бояться не надо. Мы сейчас подумаем и поймем почему у вас ничего не получилось.
Как вы считаете, почему у вас ничего не получилось?
Деятельность детей : отвечают на вопросы воспитателя.
Дети пробуют сделать из бумажного квадрата какое – нибудь животное (у них нет ножниц, карандашей, клея)
Приблизительные ответы детей: мы не умеем. Мы не знаем, у нас нет схемы, как делать.
Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности.
Выявление причины затруднения.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Словесная игра «Хищное или травоядное»
Загадка Примерная речь воспитателя: что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать?
Воспитатель предлагает детям книгу «Оригами», в которой уже заранее положены закладки схем животных (лев, кошка, собака, тигр, свинья, заяц
Примерная речь воспитателя: Дети, давайте подумаем, какое животное можно сделать для Аристотеля.
- Он хищник или травоядный?
- Почему нельзя делать хищников?
- Что может произойти?
- А все ли хищники опасны для Аристотеля?
Молодцы! Я предлагаю нам всем сейчас с помощью схемы «Оригами» сделать для Аристотеля. А вот кого сделать вы узнаете, если отгадаете загадку:
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.
(Собака)
Воспитатель объясняет и показывает: «Складываем прямоугольник пополам, совмещая один угол квадрата с другим. Разворачиваем квадрат и проделываем тоже самое действие с другим углом квадрата. На одинаковом расстоянии от центрального сгиба загибаем правый и левый углы получившегося треугольника. Это будут ушки. Теперь сгибаем последний угол треугольника, это будет носик.
Спросить у воспитателя, посмотреть в книге, принести из дома…
Деятельность детей : дети просматривают схемы и обсуждают, какое животное подойдет Аристотелю.
Приблизительные ответы детей:
Для травоядных, можно делать только травоядных, хищники съедят Аристотеля.
Маленькие хищники не опасны (кошка, собака, они добрые и Аристотель большой.
Дети отгадывают загадку
Дети выполняют пошаговую инструкцию воспитателя. Предоставление детям возможности говорить, что они думают.
Фиксация нового понятия: маленький хищник не обидит большого травоядного.
Фиксация нового действия: изготовление собаки по схеме «Оригами»
5. Включение нового знания в систему знаний и умений
Физ. минутка «Щенок» Примерная речь воспитателя: Ребята, вы, наверное, устали. Давайте немного разомнемся и поиграем. Повторяйте движения за мной.
- Мы с вами сейчас двигались, играли, веселились. А сможет ли наша собачка также двигаться, бегать и веселиться?
- Что будем делать?
Деятельность воспитателя : Я вам сейчас раздам схемы изготовления туловища. Посмотрите внимательно на них. Если кому – то не понятно, я подойду и помогу.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения физ. Минутки.
Приблизительные ответы детей:
Нет, у нее нет лап и хвоста.
Давайте, сделаем!
Деятельность детей : дети берут схемы у воспитателя и расходятся за столы, выполняют индивидуальную работу. Формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы работы со схемами.
6. Осмысление (итог) Воспитатель предлагает детям присесть на коврик, сделав круг.
Примерная речь воспитателя:
- О каких животных мы сегодня говорили?
- Кто просил нас о помощи?
- Как мы помогли Аристотелю?
- Что нам для этого понадобилось?
- Понравилось ли вам помогать?
- У всех ли получилось? Деятельность детей : беседа с воспитателем на поставленные вопросы.
Фиксирование достижений цели и определение условий, которые позволили добиться цели.
Переход к самостоятельной деятельности. Воспитатель предлагает придумать сделанным друзьям из бумаги клички и устроить праздник «Все мы друзья».