Людмила Ушенина
Технологическая карта НОД по речевому развитию и ПДД «Путешествие с Буратино»
▼ Скачать +Заказ
Технологическая карта НОД речевое развитие (логопедическое занятие)
Путешествие с Буратино (ПДД). Составитель: логопед Ушенина Л. А.
Цель: закрепить правила дорожного движения. Дифференцировать звуки Л – Р в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Уточнять, расширять представления детей о правилах дорожного движения.
2. Закрепить умение четко произносить звуки речи (Л и Р, дифференцировать данные звуки.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно - развивающие :
Публикация «Технологическая карта НОД по речевому развитию и ПДД „Путешествие с Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Буратино»
- Темочки
1. Развивать зрительное внимание и наглядно – образное мышление, умение образовывать прилагательные через игру «Что из чего сделано?»
2. Развивать речевое общение, диалогическую речь, слуховое внимание, через пальчиковую игру «Заправка», «Светофор», через специально подобранный речевой материал.
3. Развивать фонематические процессы, умение дифференцировать звуки в словах через игру «Распредели животных»; развитие начальных навыков чтения, через игру «Собери слово»
4. Развивать плавный длительный выдох, (через использование телесно – ориентированной методики) проговаривая чистоговорок на выдохе.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать навыки общения в игре, чувства доброжелательности.
2. Воспитывать интерес к занятию, через использование наглядного материала, рифмованных текстов, специально подобранных игр.
3. Воспитывать чувства самоконтроля за собственной речью.
Временной ресурс 30 минут
Предварительная работа: знакомство с правилами дорожного движения, экскурсия к переходу по улице Ленина и к перекрестку Дзержинского.
Материал к занятию: коврограф, плоскостные изображения: Буратино, дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «въезд запрещен», «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Место стоянки» мяч, схемы Чудо сот Воскобовича.
Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятельность
педагога Деятельность
воспитанников Методы, формы,
приемы, возможные
виды деятельности Результат
1 2 3 4 5 6
Психологический настрой,
1 мин Создание атмосферы психологической безопасности Приветствие, установление зрительного, тактильного контактов
-Здравствуйте, мои друзья (руки вперед)
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Приветствуют друг друга.
Проявляют эмоции. Психологический этюд «Здравствуйте!» Психологическая готовность
Организационный
3 мин Мобилизовать на последующую работу - к нам пришел в гости Буратино. Посмотрите, что с ним произошло?
Буратино не знает правил ДД, поэтому он и чуть не угодил под колеса автомобиля. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы смело ходить по улицам города? Высказывают свои мысли, предположения вопросы к детям, создание проблемной ситуации. привлечение произвольного внимания
Мотивационно-побудительный,
3 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Выберете транспорт, на котором мы поедем
- и так, мы отправляемся в путешествие по городу. Высказывают свои предложения, с помощью Чудо сот Воскобовича выкладывают легковой автомобиль Беседа.
Практические действия. Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация,
7 мин Развитие произвольного внимания
С/Р игра «Путешествие с Буратино по городу» Совместное обыгрывание различных ситуаций на дороге Практические действия, диалог, конструктивные действия Осознанные понятия правил безопасности д. д.
Обобщение имеющихся представлений, развитие мелкой моторики, умения подбирать родственные слова; образовывать прилагательные от существительного
Умение четко произносить звуки в словах и чистоговорках
7 мин Обобщение и систематизация знаний правил дорожной безопасности. Совершенствование умений образовывать родственные слова, образовывать прилагательные. Проводит беседу по обыгранной ситуации.
- Если вы увидите ребенка, играющего рядом с дорогой, как вы поступите?
- какой знак необходимо разместить рядом со школой?
- какого знака не хватает рядом с пешеходным переходом?
Игра «Что из чего сделано»
- для чего на перекрестке нужен светофор?
- У нас заканчивается бензин, что будем делать?
пальчиковая игра «заправка»
Проводит игру с мячом «Слова-родственники»
Вспомните чистоговорки о правилах дорожного движения Отвечают на вопросы.
Составляют связные высказывания.
Образовывают прилагательные
Участвуют в игре, подбирают родственные слова
Рассказывают, заученные чистоговорки Вопросы.
Беседа.
игра «Слова - родственники», «Что из чего сделано?» Осознанные, усвоенные понятия.
Готовность к воспроизведению поговорки
Динамическая пауза,
2 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Проведение «Светофор» Участвуют в игре, выполняют движения, сопровождая их речью. Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Практическая работа, дифференциация звуков Л-Р, Ль-Рь
Игра «Зоопарк»,«Собери слово»
5 мин Развитие долговременной слуховой памяти.
Овладение четким различением и произнесением звуков
Игра «Зоопарк»,
«Собери слово»
Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (обсуждают задание.)
Высказывают свое мнение о задании
Выбирают карточки с заданным звуком.
Собирают с помощью букв слово «Светофор»
Четко проговаривают слова, аргументируют ответы
Овладение умениями подбирать карточки с заданным звуком.
Овладение умением различать и четко произносить звуки Л-Р,Ль,Рь.
Овладение начальными навыками чтения.
Заключительный этап.
Рефлексия,
2 мин
Подведение итогов НОД.
Обобщение полученного опыта.
Подведение итогов НОД, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы
Высказываются по поводу качества пересказа.
Отвечают на вопросы.
Беседа, обсуждение.
Вопросы, ответы Осознание себя как участника творческого процесса.
Сформированность элементарных навыков самооценки
Правила движенья нужно изучать
Все без исключения ты их должен знать!
Логопед собирает детей вокруг себя, настраивает детей к общению. Педагог сообщает, что в гости пришел Буратино (кукла с перевязанной рукой). Создает проблемную ситуацию, мотивирует детей оказать помощь Буратино, помочь запомнить правила поведения на дороге. Предлагается отправиться в путешествие, для этого дети выкладывают легковой автомобиль из Чудо сот Воскобовича. Задает вопросы.
предлагается детям пройти к коврографу и рассмотреть предложенный маршрут. Педагог прикрепляет на липучку играющего мальчика с мячом.
- стоп машина, что мы видим на дороге? Можно играть у проезжей части? Что может произойти с детьми? Где можно играть с мячом? (предлагает ребенку переместить изображение во двор или на специально оборудованную площадку.
Мчатся машины и каждому ясно:
Играть на дороге очень опасно!
Мы проезжаем мимо школы. Кто учится в школе? Подумайте, какой знак поможет водителю быть внимательным и сбавить скорость, чтобы не сбить ребенка на этом участке дороги? Установим знак «Осторожно дети». (дети прикрепляют знак)
-Чтобы детям было удобно переходить дорогу в школу – сделали пешеходный переход. Выберете и прикрепите нужный знак. Вот мы и в школе. Поиграем с Буратино в игру «Что из чего сделано?»
Игра «Что из чего сделано?»
Колесо из резины – резиновое, кабина из металла -, руль из пластмассы - …., фургон из брезента -…., окно из стекла -,
Чтобы дальше продолжить путь нам нужно заправить машину бензином. Найдите на коврографе нужный знак «Заправка» педагог предлагает провести зарядку для пальчиков
Все машины по порядку подъезжают на заправку:
(загибают пальчики и проговаривают)
Бензовоз, мусоровоз, с молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз и тяжелый лесовоз.
5 пальцев мы в кулак зажали, 5 видов транспорта назвали.
Игра «Слова-родственники»
(дорога - дороги- (много) дорог- (ласково) дороженька – (знак) дорожный – правила (дорожные)- (трава) подорожник)
Проговаривание чистоговорки (Л, Р)
Чтоб дорогу перейти, надо светофор найти!
На зеленый свет – идем, если красный – подождем!
Пешеходная дорога – у нее полосок много.
Смело, мы по ней шагаем, её зеброй называем.
Правила все знаем – строго выполняем!
Динамическая пауза
Если вспыхнет красный свет – значит, перехода нет!
Если желтый – стой и жди!
А зеленый свет – иди! (педагог показывает нужный световой знак)
Едем дальше! Обратите внимание, что это за знак? («въезд запрещен»)
Игра «Зоопарк» мы с вами подъехали к зоопарку и на его территорию заезжать нельзя. Поставим машину на стоянку (знак «место стоянки»)
Назовите, каких животных вы видите? Животных, в названии которых слышатся согласные мягкие Ль, Рь – поместите в вольер. Животных в названии которых слышатся твердые звуки Л,Р в загон за заборчик. (дети распределяют животных)
- молодцы с заданием справились! Чтобы помочь Буратино выполнить следующее задание нужно отгадать загадку:
У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди с ними сверху смотрит на меня. (ответы детей)
- догадались о чём загадка?
-на какой свет можно переходить улицу?
Игра «Собери слово»
Помогите Буратино собрать слово, в котором перепутались буквы ФОРСЕВОТ (СВЕТОФОР) (дети собирают на столе слово из букв, читают)
Напомните Буратино, для чего люди придумали правила дорожного движения? На какой свет нужно переходить улицу?
Какие знаки помогают водителю в пути?
Напомните правила перехода по пешеходной дорожке.
Где нельзя играть детям?
Какие дорожные знаки вы запомнили? Что вызвало затруднения?