Ирина Бердюгина
Технологическая карта НОД по развитию речи с элементами конструирования по русской народной сказке «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказочный лес»
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Форма проведения: подгрупповая
Форма организации: речевая, творческая.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: игровой: игра-путешествие, использование сюрпризных моментов; словесный (беседа, вопросы, наглядный (сказочные персонажи по сказке «Теремок», практический (содержательный разговор, работа со строительным материалом).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Материалы и оборудование: проектор и мультимедийная презентация «Сказочный лес», музыкальное сопровождение, фигурки животных по сказке «Теремок», д/и «Отгадай животное по его тени», лист-фон для конструирования «Лесная полянка», строительный материал (палочки разных размеров, камушки марблс, разноцветные фишки, звукозапись с пением птиц, журчанием ручья.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Дикие животные», д/и «Кто живет в лесу, проведение уражнения «Назови ласково», чтение стихотворений про животных, отгадывание загадок, чтение русской народной сказки «Теремок», показ сказки «Теремок» (настольный, драматизация сказки, простые постройки из разного материала (маленький домик, стол, кровать).
Планируемый результат: Дети закрепят знания о диких животных - сказочных героях, активизируют речь, умеют строить простую постройку с использованием различных материалов с учетом своего замысла, обыгрывать сказку, проявляют заботу об окружающих.
Цель Задачи
Закрепление знаний о диких животных - сказочных героях на основе русской народной сказки «Теремок», через интегративную деятельность. 1. Образовательные: закрепить знания детей о диких животных-сказочных героях, побуждать различать и называть их, произносить характерные им звуки; продолжать учить детей отгадывать загадки; совершенствовать навык словоизменения и словообразования (сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами, сущ. в род. падеже); формировать умение применять полученные навыки в процессе конструктивной деятельности.
2. Развивающие: развивать память, внимание, активную речь, способности к инженерному мышлению, творческие способности детей;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, длительность плавного выдоха;
3. Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к сказочным героям, навык взаимопомощи;
o формировать навык самостоятельности, инициативности, доброжелательности.
Этап Деятельность педагога Деятельность детей Методическое обоснование
1. Организационный - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычное, но очень интересное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, выберите понравившийся цветочек и поприветствуем друг друга. (на полу находятся схемы жестов приветствия, ребенок и взрослый выбирают схему-цветочек). После приветствия педагог подзывает детей к себе. Дети заходят в группу, встают полукругом, здороваются с гостями.
Организация внимания детей, приветствие с гостями.
Использован нейропсихологический прием.
Настрой на предстоящую деятельность.
2. Мотивационно-побудительный этап.
- Ребята, а вы любите сказки? Я хочу пригласить вас в сказку. К нам в гости пришел сказочный герой, и вы с ним хорошо знакомы (в руках игрушка «медведь», накрытая платком). Отгадайте загадку и поймете, кто у нас в гостях.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Кто это? (Медведь)
-Я загадаю вам еще одну загадку, и вы легко отгадаете сказку, из которой к нам пришел Мишка:
Невысокая избушка
В ней живут лиса, лягушка,
Мышка, заяц, серый волк-
В крепкой дружбе знают толк.
К ним еще медведь просился,
Только он не поместился.
Залезая он бы мог
Разломать весь. Теремок
- Ребята, медведь пришел просить нас о помощи. Когда он сломал Теремок, все звери разбежались по своим лесным домам. Мишка хочет найти своих друзей и построить для них новый Теремок. Поможем Мишке? Отвечают на вопрос педагога.
Отгадывают загадку. Эмоционально реагируют на появление сказочного героя.
Отгадывают загадку. Настраиваются на предстоящую деятельность.
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Постановка проблемы. применялись: сюрпризный момент, загадывание загадок. Психологический настрой на предстоящую деятельность.
3. Основной - А где, ребята, живут лесные звери? Я предлагаю вам отправиться в сказочный лес. А чтобы нам оказаться в лесу, надо сказать волшебные слова:
Мы в ладоши трижды хлопнем,
Мы ногою трижды топнем,
Трижды кругом повернемся
В лес сейчас перенесемся!
- Вот мы с вами и в сказочном лесу. Ах, лес, дивный лес полон сказок и чудес. Как здесь красиво, растут цветы небывалой красоты, птички поют, ручей журчит. (звукозапись с пением птиц, журчанием ручья). Какой чистый воздух кругом, давайте вдохнем глубоко через нос и выдохнем через рот.
- Ребята, что-то зверей-то мы не видим. Посмотрите, они спрятались от нас. Если мы узнаем их по тени, то они покажутся и поиграют с нами. На CMART доске появляются животные. Затем педагог предлагает причесть на пенечки-стульчики.
- Посмотрите, вот и вышли поприветствовать нас лесные обитатели - друзья Мишки. Давайте и мы с ними поздороваемся, но здороваться надо не так как мы с вами привыкли, а по-звериному. Смотрим на картинку, я показываю, как приветствует нас зверь, а вы повторяете.
- Лягушка-улыбается, растягиваем губы в улыбке, губы при этом сомкнуты. Волк-улыбается, показали зубки. Зайка-трусишка-поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик, язычок зацепили за нижние зубки. А лисичка наблюдает, хвостиком махает, выполним упражнение «часики».
- Ребята, в сказке каждого зверька звали по-особенному. Как?
Мышка (норушка,
Лягушка… (квакушка,
Зайчик (побегайчик,
Лиса (краса,
Волк (зубами щёлк,
Медведь (косолапый).
- Прекрасно! Теперь я предлагаю наших животных приласкать, назовем их ласково.
- Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиса, лисонька, лисичка)
Назовите мышь ласково (мышка, мышонок)
Назовите лягушку ласково (лягушечка)
Назовите зайца ласково (зайка, зайчонок)
Назовите волка ласково (волчок)
- Молодцы! Ну, а теперь давайте с ними поиграем в игру, которая называется «Изобрази животное», я буду вам называть животное, а вы показывать движения и издавать звуки данного животного.
- Ребята, мы помогли медведю найти друзей?
- Животные у нас есть, а чего не хватает?
- Давайте мы построим теремок для животных.
Предлагается перейти на поляну за стол, где находится строительный материал, животные.
-А чтобы не было тесно нашим сказочным героям в одном Теремке, давайте построим домики для каждого персонажа, ну и для Мишки тоже.
- Ребята, мы ведь с вами в сказочном лесу, поэтому и домики я предлагаю сделать необыкновенные. Выберите себе сказочного героя, для которого будете делать «Теремок». У нас есть волшебные корзиночки, в них лежит необычный строительный материал. Но сначала выполним волшебные движения, чтобы мы могли построить самые лучшие теремки для наших сказочных героев.
Пальчиковая гимнастика
Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак)
Строят домик для зверят. (пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом, (сжимать-разжимать пальцы)
В нём мы славно заживем. (вращать кисти рук)
- Сейчас каждый из вас построит на полянке свой «Теремок», и поселит туда своего сказочного героя. Только будьте внимательны, размер домика должен соответствовать размеру животного.
Педагог следит за работой детей, задает вопросы. Отвечают на поставленный вопрос. Соглашаются с педагогом.
Выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривают слова за педагогом.
Любуются красотой леса, эмоционально реагируют. Выполняют дыхательное упражнение.
Находят изображения животных, проговаривая «Это тень мыши», «Это тень лягушки» и т. д.
Присаживаются на пенечки-стульчики. Выполняют артикуляционную гимнастику.
Ведут диалог с педагогом, отвечают на вопросы, демонстрируют знание сказки, эмоционально реагируют на появление картинки.
Отвечают на вопросы, подбирают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствуют свои знания.
Выполняют движения, произносят звукоподражания животных.
Отвечают на вопросы.
Подходят к столам со строительным материалом.
Дети присматриваются и выбирают сказочного героя, строительный материал.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Строят домики-теремки для сказочных героев.
Закрепление знаний о диких животных. Воспитание доброго отношения к ним. Использована дидактическая игра «Чья тень?»
Развитие артикуляционного аппарата.
Закрепление знаний о сказочных героях.
Совершенствование навыка словообразования (сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами). Используется дидактическая игра «Назови ласково»
Получение в игре положительных эмоций, снятие психологического и физического напряжения.
Использована физкультминутка «Изобрази животного»
Умение подбирать необходимые материалы для работы
Развитие мелкой моторики рук. Использована пальчиковая игра
Развитие внимания, памяти, логического и инженерного мышления с помощью решения проблемной ситуации. Поддержка стремления детей к, инициативе, самостоятельности Воспитание доброго отношения к животным.
4. Заключительный - Вот сколько разных теремков мы сделали для зверей. Теперь у каждого из них будет красивый, уютный домик. Будут они ходить друг к другу в гости.
-А нам, Миша, пора возвращаться, нас ждут ребята. А ты можешь в любое время к нам в гости прийти. До свидания.
- Ребята, нам надо из сказочного леса вернуться в группу. Для этого скажем волшебные слова. Закрываем глаза, повторяем слова.
1,2,3, - 1,2,3 –повернись и в группе очутись.
-Вот мы и снова в нашей группе. Вам понравилось путешествие? А где мы были? А что мы сделали? Как вы считаете, хороший ли мы поступок с вами совершили? А в благодарность за ваши старания, сказочные герои передали вам настольный театр. Мы с радостью будем с вами играть и речь развивать. Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Ведут диалог с педагогом, выражают собственные мысли, высказывают эмоциональный отклик. Рефлексия проведенного мероприятия.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.
Поддержка стремления детей к умению оценивать результат своей деятельности самовыражению, самостоятельности, инициативе.
Использованы вопросы к детям.