ВАЛЕНТИНА ПУРЫНЗИНА
Технологии «Виммельбух» как инновационное средство развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста развитие правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач. Большинство педагогов, знают из практики, каким долгим может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушением речи. Возник вопрос в, какой форме можно представить ребёнку речевой материал, чтобы заинтересовать ребёнка. Такой технологией стала технология «Виммельбух».
Темочки:
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Виммельбух» - это книга для рассматривания, которая не содержит текста, которая может быть использована в работе с дошкольниками для развития связной речи.
Целью педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммальбух.
Задачи:
- развитие внимания;
- улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;
- обогащение речи;
- развитие связной речи.
Виммельбух объединяет образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом использования таких книг для развития речи дошкольников.
Для начала выясним, что же такое виммельбух?
Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе и по всему миру.
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т. п.).
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.
Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников :
· находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
· искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
· составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
· сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
· закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за границы, но затем русские художники тоже подхватили это веяние. Например, Багин Петр Иванович создал виммельбух «В лесу». Благодаря тому, что художник русский, в книге изображена природа России, которая намного ближе и понятнее нашим детям. В нём описано, как на протяжении 12 месяце меняется лес. Существуют виммельбухи и других наших авторов, например «Русские сказки» - художника Тамары Александровны Саввушкиной, «Увлекательные истории в картинках» Елены Алексеевны Запесочной и другие.
На какой возраст рассчитаны?
Ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Виммельбухи можно использовать в работе с детьми уже с 1,5 лет. Один разворот можно рассматривать на протяжении недели и составлять по нему истории целую неделю, изучать новые предметы, слова. Потом переходить к новым картинкам и снова придумывать новые истории и расширять словарный запас.
К 4 годам можно увеличивать объём рассказа, искать на картинке более мелкие детали, считать предметы или, например, находить слова, начинающие с определённой буквы или в которых есть буква «р».
К 5-7 годам ребёнок научится сам составлять рассказы. Для расширения словарного запаса в этом возрасте необходимо подсказывать ребёнку слова-синонимы, задавать вопросы «зачем?», «почему так произошло?», «а что было бы если. ?». Также можно, рассмотрев картинку, найти похожие предметы в окружении, комнате, детском саду. Можно попросить ребёнка найти какой-то предмет, запомнить что нарисовано в правом нижнем углу, к примеру, а потом закрыв эту часть страницы, вспомнить и назвать нарисованные предметы. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать ещё, возможно, ребенок «дорастет».
Как этим пользоваться?
Варианты использования книг с картинками ограничиваются лишь вашей фантазией. Как правило, в виммельбухах дается стартовое задание, а дальше — полная свобода творчества. Предлагаем вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников : • составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает; • сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы; • закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами; • ищите повторяющихся героев и предметы на каждом развороте; • устройте соревнование — кто быстрее найдет! • загадайте предмет на картинке и попросите ребенка найти его; • посчитайте, сколько на картинке тех или иных
Используя технологию «Виммельбух», педагог развивает психические процессы детей с нарушением речи, расширяет кругозор, формирует устанавливать причинно- следственные связи.
Каждый раз, когда ребёнок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами – и всё это в виде увлекательных историй.
Таким образом можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивою мотивацию и заинтересовать в занятиях.