ВАЛЕНТИНА ПУРЫНЗИНА
Технологии «Виммельбух» как инновационное средство развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста развитие правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач. Большинство педагогов, знают из практики, каким долгим может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушением речи. Возник вопрос в, какой форме можно представить ребёнку речевой материал, чтобы заинтересовать ребёнка. Такой технологией стала технология «Виммельбух».
Публикация «Технологии „Виммельбух“ как инновационное средство развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Виммельбух» - это книга для рассматривания, которая не содержит текста, которая может быть использована в работе с дошкольниками для развития связной речи.
Целью педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммальбух.
Задачи:
- развитие внимания;
- улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;
- обогащение речи;
- развитие связной речи.
Виммельбух объединяет образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом использования таких книг для развития речи дошкольников.
Для начала выясним, что же такое виммельбух?
Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе и по всему миру.
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т. п.).
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.
Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников :
· находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
· искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
· составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
· сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
· закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за границы, но затем русские художники тоже подхватили это веяние. Например, Багин Петр Иванович создал виммельбух «В лесу». Благодаря тому, что художник русский, в книге изображена природа России, которая намного ближе и понятнее нашим детям. В нём описано, как на протяжении 12 месяце меняется лес. Существуют виммельбухи и других наших авторов, например «Русские сказки» - художника Тамары Александровны Саввушкиной, «Увлекательные истории в картинках» Елены Алексеевны Запесочной и другие.
На какой возраст рассчитаны?
Ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Виммельбухи можно использовать в работе с детьми уже с 1,5 лет. Один разворот можно рассматривать на протяжении недели и составлять по нему истории целую неделю, изучать новые предметы, слова. Потом переходить к новым картинкам и снова придумывать новые истории и расширять словарный запас.
К 4 годам можно увеличивать объём рассказа, искать на картинке более мелкие детали, считать предметы или, например, находить слова, начинающие с определённой буквы или в которых есть буква «р».
К 5-7 годам ребёнок научится сам составлять рассказы. Для расширения словарного запаса в этом возрасте необходимо подсказывать ребёнку слова-синонимы, задавать вопросы «зачем?», «почему так произошло?», «а что было бы если. ?». Также можно, рассмотрев картинку, найти похожие предметы в окружении, комнате, детском саду. Можно попросить ребёнка найти какой-то предмет, запомнить что нарисовано в правом нижнем углу, к примеру, а потом закрыв эту часть страницы, вспомнить и назвать нарисованные предметы. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать ещё, возможно, ребенок «дорастет».
Как этим пользоваться?
Варианты использования книг с картинками ограничиваются лишь вашей фантазией. Как правило, в виммельбухах дается стартовое задание, а дальше — полная свобода творчества. Предлагаем вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников : • составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает; • сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы; • закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами; • ищите повторяющихся героев и предметы на каждом развороте; • устройте соревнование — кто быстрее найдет! • загадайте предмет на картинке и попросите ребенка найти его; • посчитайте, сколько на картинке тех или иных
Используя технологию «Виммельбух», педагог развивает психические процессы детей с нарушением речи, расширяет кругозор, формирует устанавливать причинно- следственные связи.
Каждый раз, когда ребёнок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами – и всё это в виде увлекательных историй.
Таким образом можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивою мотивацию и заинтересовать в занятиях.