Оксана Козлова
Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 2
Вопросы социализации детей дошкольного возраста актуализировались с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и ориентирует педагогов на создание «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками».
Публикация «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд № 3
Федеральный образовательный стандарт ставит перед дошкольным образованием свои задачи:
Пункт 2.3. ФГОС ДО
Образовательная программа дошкольной организации формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Пункт 2.4. ФГОС ДО
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
Таким образом, можно говорить об актуальности данной темы, значимости практических разработок и проведению комплексных мероприятий в данном направлении.
Слайд № 4
Перед вами на слайде раскрывается понятие позитивной социализации.
Позитивная социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Слайд № 5
Работа по позитивной социализации проводится в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Перед вами представлена цель данной области и содержательные линии педагогической работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель
позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Содержательные линии педагогической работы в соответствии с ФГОС ДО
Присвоение ребёнком моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе
Развитие эмоционального и социального интеллекта, общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Формирование у ребёнка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, национальности, стране, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации, гендерной идентичности
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к разным видам труда и творчества
Становление самостоятельности, целенаправленности и способности к регуляции собственных действий
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Создание условий для начальной информационной социализации детей
Слайд № 6
Какие же условия необходимо создать для успешной социализации детей?
• Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и толерантности.
• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – умение устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
Слайд № 7
Мое выступление я подразделю на блоки, но вся работа по данному направлению в дошкольном учреждении проводится в комплексе и тесном взаимодействии и сотрудничестве между педагогами, специалистами и конечно же родителями наших воспитанников.
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в деятельности, которую грамотно организуют педагоги нашего ДОУ:
Рассмотрим формы работы педагога с детьми, проводимые в нашем дошкольном учреждении :
Ежедневно в утренний отрезок времени во всех возрастных группах проводятся «Минутки вхождения в день». А каждый понедельник традиционно «Утро радостных встреч». Эти мероприятия способствуют формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, развитию чувства уверенности в себе.
Слайд № 8
Особую роль в развитии социально-коммуникативного развития дошкольников играет непосредственно образовательная деятельность, которая проводится в соответствии с тематической неделей, проводимой в ДОУ. В течении года рассматриваются такие темы как: «Моя семья», «В мире людей», «Я имею право», «Мой дом», «Что такое хорошо и что такое плохо», а также проходят недели безопасности и неделя добра и др.
Следующая форма - проектная деятельность.
Участие в проектах дает ребенку возможность приобретать и усваивать знания, практические навыки взаимодействия с окружающим миром, возможность выражать свое отношение к освоенному. В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др., активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает определенные нормы и правила. В течении года проводятся тематические проекты во всех возрастных группах «Я и другие», «Ребята, давайте жить дружно», «Что мы знаем о труде?», «Моя семья», «Правила поведения в группе», «Забота о младших» и др.
След. форма - игры, они развивают у детей навыки культурного общения, сотрудничества, работы в команде; позволяют проявлять инициативу, творчество, самовыражаться.
- беседы-обсуждения из личного опыта, наблюдение, трудовая деятельность, встречи с интересными людьми, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения,
- развлечения, в том числе тематические дискотеки, которые проводятся традиционно каждый четверг в нашем детском саду. Цель которых: обучение простейшим танцевальным движениям через игры, танцы, упражнения; развитие коммуникативных качеств личности, создание положительного настроя, снятие напряженности, преодоление застенчивости.
Слайд № 9,10,11 (фото)
Слайд № 12
Следующий блок
Творческие объединения (по интересам) при организации совместной деятельности педагогов и специалистов с детьми.
Творческие объединения в нашем детском саду ведутся по следующим направлениям:
Художественно-эстетическое и физическое развитие.
Творческое объединение «Цветные капельки» - нетрадиционные формы изодеятельности
Выход совместной деятельности педагога с детьми– тематические выставки детских работ, проводимые в ДОУ, участие в городских, всероссийских конкурсах.
Слайд № 13
«В гости к сказке» - театрализованная деятельность – результат участие детей в ежегодном городском конкурсе «Театральная весна», где ребята неоднократно занимали призовые места и номинации, а также участие в мероприятиях, проводимых в детском саду (утренники, посещение младших дошкольников со спектаклями, показом кукольных театров)
Хоровая студия «Соловушка» – сегодня вы увидите результат данного творческого объединения.
«Юный баскетболист» - здоровьесберегающее направление.
Слайд № 14
Блок работы педагога – психолога
Психолого-педагогическое сопровождение социального развития дошкольников проводится на протяжении всего учебного года
психопрофилактическая деятельность (разработка и выпуск брошюр, буклетов)
проведение диагностики коммуникативных навыков и умений, эмоционально-волевой сферы дошкольников по запросу педагогов или родителей
коррекционно-развивающие мероприятия (индивидуальные и подгрупповые тренинги)
консультативная работа с родителями, педагогами ДОУ
Слайд № 15
Следующий блок
Социальное партнерство с семьей
Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
На протяжении всего пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе, невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени-обучению в школе.
Какие же совместные мероприятия проводятся в нашем учреждении?
Используется интерактивная форма организации совместной творческой деятельности взрослых, детей и педагогов в условиях семейного клуба:
Клуб «Мамина школа» в 1 мл. группе
«Играем вместе» 2 мл. группа (каждую пятницу приходят родители и проводят совместные игровые и познавательные мероприятия с детьми)
Клуб «7-я» (совместная деятельность учителя логопеда и педагога доп. образования по изодеятельности)
А также в каждой возрастной группе проводятся мастер-классы, встречи с родителями разных профессий, конкурсы, выставки совместных работ, фотовыставки, развлечения, театрализованные представления, утренники, субботники, экологические акции, экскурсии, проектная деятельность, игровые тренинги и т. д.
Взаимное информирование «Почта доверия», форма «Вопрос-ответ».
Информирование родителей газета «Лучики детства»
Сайт дошкольной организации, где размещена вся необходимая информация для родителей.
Слайд № 23
Взаимодействие с социальными институтами
Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства. Знания, умения, навыки, приобретённые детьми, рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности в контексте освоения им жизненного и социокультурного опыта. У воспитанников развивается творческое мышление, умение разрабатывать и решать проблемы, принимать решения, делать выбор, сотрудничать в коллективе.
Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с:
1. МБУК «ЦБС» Центральная городская библиотека: организация мероприятий в соответствии с разработанным годовым планом;
2. Городской музей имени В. Н. Плотникова: посещение музея, организация выездных выставок;
3. МУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» : выставки, конкурсы, развлечения, экскурсии;
4. МБУК «Городской центр творчества и досуга» : городские мероприятия ко Дню защиты детей, Дню Победы, участие в конкурсах;
5. МБУК «Детская школа искусств №14» : «Музыкальная гостиная».
6. МОУ «СОШ № 16» : организация мероприятий в соответствии с разработанным годовым планом
7. МБУ «Центр социального обслуживания» : проведение совместных познавательных и развлекательных мероприятий
Слайд № 24
Участие детей в муниципальных конкурсах
Участие в конкурсах дает детям возможность показать свои достижения, умения и таланты, открывает новые способности, у детей появляется чувство уверенность в себе, появляется дух здорового соперничества.
Наши воспитанники активно принимают участие в муниципальных конкурсах, в дистанционных всероссийских, международных конкурсах и неоднократно являлись победителями.
Слайд № 25
Адаптация детей к школе
Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе, поэтому
одним из показателей социализации дошкольников является адаптация детей к школьному обучению.
Проанализировав результаты диагностики наших выпускников в общеобразовательных учреждениях города за 2016 год, по методике Н. Г. Лускановой (1993, которая отражает отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, сделаны следующие выводы:
Выпустилось из д/ с 25 воспитанников из них:
Высокий уровень школьной мотивации – 32% (8 детей)
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Хороший уровень – 52% (13 детей)
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Средний уровень – 16% (4 детей)
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Низкий уровень – отсутствует
Вывод:
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через участие в мероприятиях разного уровня в условиях реализации ФГОС ДО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников и, как следствие, позитивной социализации.