Татьяна Порядина
Технологии по программе детского образования «Про детей»
Существуют современные педагогические технологии для формирования функциональной грамотности у дошкольников.
К числу таких технологий можно отнести : здоровьесберегающие; игровые технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя. Эти технологии вы знаете и применяете в работе с детьми. Сегодня я хочу вам рассказать о некоторых технологиях, которые используют детские сады, работающие по программе детского образования «Про детей».
Публикация «Технологии по программе детского образования „Про детей“» размещена в разделах
Она из таких технологий - это «Парные коммуникации».
(СЛАЙД 2)Суть технологии заключается в том, что дети делятся на пары и каждая пара получает две карточки. (СЛАЙД№3) На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображены губы - «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками. Применить технологию «Парные коммуникации» можно
При обсуждении новостей на утреннем или вечернем групповом сборе;
После прочитанного произведения или рассказанной истории;
После просмотра мультфильма и. т. п. (слайд№4)
Чтобы работа в парах была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения, а в последующем организовывать серьезные обсуждения. ПРИМЕР:ПРОВЕДИ
Существуют определё нные правила работы в парах:
При разговоре смотри на собеседника
Говори в паре тихо, чтобы не мешать другим детям
Называй товарища по имени,
внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Один говорит, другой слушает.
Соблюдение правил работы в парах поможет детям быстрее наладить общение.
(СЛАЙД №5)Еще одна технология Загадка дня - основной целью которой является вовлечение детей в образовательный процесс.
(Слайд№6)Технология требует предварительной подготовки. Для этого необходим стенд, на котором будет размещена загадка, два кармана, имена, фото детей, которые могут располагаться на прищепках, либо в карманах.
(Слайд №7)Сама загадка представляет собой карточку, на которой написан вопрос стандартным текстом и есть опорные картинки.
Содержание загадок зависит от педагогической задачи, которую вы решаете. Загадка должна быть проверяемой; конкретной. В загадке есть только два варианта ответов – правильный и неправильный, или вопрос должен логически отвечать на ответ «да» либо «нет». (слайд №8)Методика проводится утром, когда дети приходят в группу. Воспитатель здоровается с ними и предлагает загадку. Обсуждение загадки проходит вечером, воспитатель каждому желающему ребенку даёт возможность высказать своё мнение и привести аргументы.
Загадки хороши тем, что помогают в игровом формате закрепить текущий материал или провести диагностику усвоенного материала.
А для старших детей добавляются вопросы на сообразительность, на поиск информации, на рассуждение.
Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.
Сама методика, предполагает, что каждый день должна быть новая загадка, но можно проводить ее один раз в конце недели, как мини-диагностика по теме недели, чтобы понять, как дети усвоили материал.
Если у вас одна и та же загадка вывешивается каждый день, и меняется только один элемент, например, значок цвета, вы можете озвучить вопрос несколько первых дней, и вскоре дети друг другу сами смогут объяснить, о чем спрашивает загадка.
Таким образом, методика «загадка дня» решает одновременно большое
количество задач, как познавательной направленности, так и решения
вопросов диагностики, умения находить информацию, поддерживать
дискуссию и другие. А главное это интересно и увлекательно.
(Слайд №9)В программе Про детей есть технология которая называется Модель трех вопросов (слайд №10) заключается в следующем - накануне новой темы недели мы начинаем обсуждение с детьми. Воспитатель называет новую тему недели. После этого они отвечают на вопросы:
1 Что мы знаем? (по теме)
2 Что мы хотим узнать?
3 Где, откуда можем узнать?
В качестве примера, приведу план работы по теме проекта «Ароматные конфетки»
Что мы знаем?
-Конфеты покупают в магазине
-Конфеты бывают разные: шоколадные, жевательные, карамельки, желейные.
-Конфеты бывают завёрнутыми в бумагу и без обёртки, в коробках.
-Конфеты бывают твёрдые и мягкие.
Что хотим узнать?
-Откуда появились конфеты, и кто их придумал?
-Из чего делают конфеты?
-Откуда появляются конфеты на полках в магазинах?
-Можно ли сделать конфеты дома?
-Как делают конфеты?
-Кто делает конфеты?
-Полезны или вредны конфеты?
Откуда это можно узнать?
Посмотреть в интернете
Спросить у родителей
Посмотреть мультик
Прочитать в книге, журнале, газете.
Все ответы детей фиксируем на бумаге, возле каждой идеи ставим имя ребенка,т. о. получается своего рода наглядный план работы.
Рекомендуют вывешивать такого рода план в раздевалке, для того, чтобы родители воспитанников ненавязчиво обращали внимание и расширяли знания детей по данной тематике. Чтобы родители помогали в плане развивающей среды, интернет ресурсов, фотографий, книг, журналов и т. д.
Тема и вопросы обсуждаются педагогом и детьми в пятницу вечером, а далее, работа продолжается в понедельник.
В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. (Слайд №11)
Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:
Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Методика работы «трех вопросов» позволяет решать задачи интеграции всех образовательных областей.
(Слайд№12)Авторы программы «ПРО детей» предлагают применять технологию «Волшебная лупа» для опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и качеств различных материалов и предметов
Но можно использовать данную технологию, чтобы сфокусировать внимание детей на определенных предметах, деталях, действиях или событиях. (слайд№13) волшебная лупа – это карточки-макеты луп, у которых вместо стекла определенное изображение-символ
Свойства «волшебных луп» :
1) Лупа – глаз. Ребенку необходимо от имени героя или предмета рассказать, что он видит;
2) Лупа – рот. Ребенку необходимо рассказать, какой голос у героя, что и как он говорит. Если герой - «неодушевленный предмет», то возможно описать какой он на вкус;
3) Лупа – ухо. Ребенку необходимо выразить, что может слышать герой вокруг себя;
4) Лупа – рука. Ребенку необходимо сказать, что делает герой;
5) Лупа – нос. Ребенку необходимо рассказать, какой запах чувствует герой; 6) Лупа – зеркало. Ребенок рассказывает, как выглядит герой или предмет.
Работать с «волшебными» лупами можно по такому алгоритму:
1) Внимательно посмотрите на предмет через «волшебную лупу»;
2) Скажите своему партнеру, что вы видите;
3) Передайте «волшебную лупу» своему партнеру;
4) Посмотрите, увидел ли ты тоже, что и твой партер и скажи ему об этом. (Слайд №14)
Варианты применения «волшебных луп» :
• При составлении описательных рассказов о каком-либо предмете или герое;
• При составлении рассказов по сюжетной картине;
• Для придумывания загадок;
• При рассказывании историй из личного опыта.
Пример придумывания загадки с применением «волшебных луп» : ребенок прячет предмет, о котором будет составлена загадка в «чудесный мешочек, перед собой кладет «волшебные лупы» и начинает описывать качества предмета. Круглый, рядом с ним дети (лупа-глаз); дети смеются, радуются (лупа-ухо); несъедобный (лупа-рот); вокруг пахнет травой (лупа-нос); разноцветный (лупа-зеркало, его можно кидать, ловить (лупа-рука). Ответ: мяч.
Применяя «волшебную лупу» ребенок учится субъективно оценивать и описывать состояние героя, его характер, действия, поступки и т. д., отношение героя к существующей или возможной ситуации.