Данилова Екатерина
Технологии логопедического обследования по Волковой Г. А, Лалаевой Л. А.)
▼ Скачать + Заказать документы
Описание конкретных методик обследования и анализ полученных
данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у
ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в
становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т. д. изменения всей
речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых
дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых
отклонений в каждом конкретном случае.
Схема обследования детей с дислалией
1. Фамилия, имя ребенка
___
2. Дата рождения
___
Публикация «Технологии логопедического обследования по Волковой Г, А, Лалаевой Л, А,)» размещена в разделах
3. Дата обследования
___
4. Возраст
___
5. Домашний адрес, телефон
___
___
6. Из какого детского сада прибыл
___
___
7. Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (при
наличии)
___
___
___
___
8. Сведения о семье
Мать ___
Отец ___
Жалобы родителей
___
___
___
___
Наследственные заболевания
___
___
9. Общий анамнез
От какой беременности ребенок
___
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания,
инфекционные заболевания
___
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
___
Особенности раннего развития:
держит голову с ___ мес.
сидит с ___ мес.
к 1 году зубов ___
ходит с ___ мес.
Перенесенные заболевания:
до 1 года ___
после 1 года ___
инфекции ___
соматические заболевания ___
10. Данные о развитии речи ребенка
Характер лепета
___
___
Время появления слов
___
Время появления фразовой речи
___
Наличие / отсутствие у ребенка дефектов слоговой структуры слов
___
___
Какие звуки долго произносил неправильно
___
___
___
Была ли (и какая) реакция на речевые звуки? Особенности понимания
речи окружающих.
___
___
___
___
11. Состояние звукопроизношения
Определить характер нарушения звуков: искажение, отсутствие,
замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях.
Изолированное произношение
___
___
В открытых и закрытых слогах
___
___
Со стечением согласных
___
___
Во фразах
___
___
Свистящие: С, С, 3, 3’, Ц
___
___
Шипящие: Ш, Ж, Ч, Щ
___
___
Сонорные звуки: Л, Л’, Р, Р’
___
___
12. Анатомическое строение органов периферического отдела
артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
губ: толстые / тонкие / расщелина верхней губы / укороченная
верхняя губа / неполное смыкание губ;
___
челюстей: прогения / прогнатия;
___
прикуса: открытый передний / открытый боковой;
___
мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне
челюстной дуги и т. д.
___
языка: излишне толстый / не умещающийся во рту / излишне
тонкий / укороченная подъязычная уздечка;
___
неба (твёрдого) : излишне низкое твердое небо / куполообразное /
готическое / расщелина;
___
неба (мягкого) : укороченное мягкое небо, отсутствие его,
раздвоение маленького язычка и т. д.
___
13. Речевая моторика
Выполнить следующие движения:
для губ: вытянуть вперед – раздвинуть в улыбке, губами,
сложенными хоботком, подвигать из стороны в сторону;
для языка: показать широкий язык – узкий, поднять широкий язык
на верхнюю губу – опустить на нижнюю, узким языком попеременно
коснуться углов рта, лакательные движения языком, пощелкать языком,
присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;
для нижней челюсти: рот широко открыть – закрыть, осторожно
подвигать нижней челюстью вправо – влево;
для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять, сказать
длительно "а", выполнить глотательные движения.
Отметить в карте: наличие или отсутствие движения / тонус /
активность / объем движений / точность выполнения / длительность
удержания органов в заданном положении / темп движения / замену одного
движения другим.
___
___
___
___
___
___
___
14. Состояние слуховой функции
Данные о состоянии физического слуха взять из медицинской карты.
___
___
___
15. Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с
ребенком и при выполнении поручений типа "возьми куклу, положи",
"подойди к шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".
___
___
___
16. Состояние общей моторики
Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть
с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например,
одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.
Отметить: некоординированность движений / темп выполнения / общую
заторможенность или двигательное беспокойство.
___
___
___
___
17. Состояние дыхательной и голосовой функций
Тип дыхания: грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное
Объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет - 2-3 слова
/ для детей 6-7 лет — 3-5 слов
___
___
___
18. Характеристика голоса:
Громкость (чрезмерно тихий, громкий, нормальный) / наличие или
отсутствие носового оттенка / монотонность.
___
19. Особенности динамической стороны речи
Темп: нормальный / ускоренный / замедленный
___
Ритм: нормальный / аритмия / правильность употребления пауз в
потоке речи
___
Интонация: употребление основных видов интонации:
повествовательной, вопросительной, побудительной
___
___
20. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических
представлений
А) Анализ
выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после
показа логопеда, например, М в начале, конце слова
___
___
выделение начального гласного в словах (для
детей с 6 лет) : Аня, Оля, утро, Инна
___
___
дифференциация звуков по противопоставлениям:
мышка — мишка / уточка — удочка / миска— мишка / малина — Марина /
шар- жар / рожки-ложки
___
___
определение места звука в слове по отношению к другим звукам:
где находится звук Р в слове "рак", в слове "пар"?
___
___
Б) Синтез
Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной
последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А.
___
___
В) Фонематические представления
придумывание слов на данный звук:
С-сумка, 3-зубы, Ш-шапка, Ж-жук, Р-рыба, Л-луна, Ц-цапля.
___
___
из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в
названии которых имеется данный звук.
Например, на звук С: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.
___
___
21. Особенности словарного запаса
Знание обобщающих слов: одежда, обувь, посуда, мебель,
домашние животные, дикие звери, школьные принадлежности, транспорт,
овощи, фрукты.
___
___
Название действия по предъявленному предмету:
щука – плавает, ласточка – ___, кузнечик – ___, змея – ___
___
___
Подбор определений к слову:
Море какое? Лист-. ,. цветок., дом., лимон -. , конфета -. .
___
___
Употребление слов с противоположным значением
(подготовительная группа) :
большой – маленький / впереди – позади,
длинный – короткий / входит – выходит,
высокий – низкий, / вбегает – выбегает,
далеко – близко, / смеется – плачет
___
___
22. Состояние грамматического строя речи
А) Словоизменение
изменение по падежам:
У меня есть кукла. У меня нет. (куклы). Я люблю играть с. (куклой). Я
купаю. (куклу). Я пою песенку. (кукле).
___
___
___
преобразование имен существительных в именительном падеже
единственного числа во множественное:
стол – столы / лист – ___ / рука – ___ / окно – ___
___
___
образование форм имен существительных родительного падежа
единственного и множественного числа:
дом – дома – домов
окно – окна – окон
дерево – ___ – ___
марка – ___ – ___
яблоко – ___ – ___
книга – ___ – ___
стол – ___ – ___
шар – ___ – ___
___
___
согласование прилагательных с существительными единственного
числа в роде:
тарелка ___ (красная) / мяч ___ (красный) / платье ___
(красное)
___
___
согласование числительных "два" и "пять" с существительными:
мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.
___
___
___
Б) Словообразование
образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами:
стул – стульчик / кровать – кроватка / картина – картинка / ложка –
ложечка / кукла – куколка / дом – домик
___
___
образование прилагательных от существительных
(подготовительная группа) :
дерево – деревянный / резина – ___ / стекло – ___
___
___
образование глаголов движения с помощью приставок
(подготовительная группа) :
ходить — выходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить,
проходить
___
___
23. Проводилось ли устранение дефектов произношения? Где?
Сколько? Результаты?
___
___
___
___
24. Уточненный диагноз.
___
___
___
___
___
___
___
Дата ___ Логопед ___