Светлана Осипова
Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии интерактивного
обучения и воспитания дошкольников
(комментарии к презентации)
1 слайд
Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников
2 слайд
Интерактивные методы и технологии направлены, прежде всего, на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение.
Педагог выступает здесь в нескольких основных ролях:
Публикация «Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников» размещена в разделах
- в роли информатора-эксперта (излагает суть проблемы, описывает ситуацию, отвечает на вопросы, отслеживает результаты процесса и т. д.);
- в роли организатора налаживает взимодействие детей с социальным и физическим окружением (объединяет в микрогруппы, побуждает к самостоятельности, координирует выполнение заданий);
- в роли консультанта (обращается к опыту воспитанников, помогает искать решения задач, самостоятельно ставить новые и т. д.)
Сразу следует оговориться, что причины снижения результативности использования интерактивных технологий могут быть связаны с различным уровнем развития познавательных процессов (речи, мышления, памяти, воображения, внимания); темпом работы воспитанников; уровнем работоспособности детей; низким уровнем коммуникативных способностей, тревожностью, зажатостью, отсутствием должного уровня саморегуляции поведения в связи с возрастными особенностями и, что особенно актуально для нас, с особыми возможностями здоровья.
3 слайд
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение», который обозначает взаимопонимание, взаимообучение, обучение, основанное на активном взаимодействии с педагогом и другими воспитанниками.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) понимается система способов организации взаимодействия педагога и воспитанников в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В структуре процесса обучения с применением ТИО выделяются следующие этапы:
1. Ориентация – этап подготовки. Воспитатель предлагает режим работы, разрабатывает с детьми цели и задачи, формулирует проблему, объясняет правила, даёт обзор общего хода игры и выдаёт пакеты материалов.
2. Подготовка к проведению. Дети изучают инструкции и материалы, собирают дополнительную информацию, консультируются с воспитателем, обсуждают содержание и процесс игры.
3. Проведение игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от цели. Воспитатель не должен без необходимости принимать участие в игре. Его задачи – следить за игровыми действиями, результатами, подсчётом очков, разъяснять неясности, оказывать помощь по просьбе детей.
4. Обсуждение игры – этап анализа. Воспитатель проводит обсуждение, в ходе которого участники обмениваются мнениями, делают выводы, рассказывают о возникших трудностях и идеях.
Применение ТИО позволяет педагогу:
- соединить деятельность каждого воспитанника ( возникает целая система взаимодействий: воспитатель-воспитанник, воспитатель-группа, воспитанник- воспитанник, группа-группа);
- связать его деятельность и межличностное познавательное общение.
4 слайд
Технологий интерактивного обучения, которые могут быть использованы в ДОУ, существует множество. Например:
1. Работа в парах.
2. Ротационные (сменные) тройки.
3. Работа в малых группах.
4. Незаконченное предложение.
5. Мозговой штурм.
6. Броуновское движение.
7. Дерево решений.
8. Ролевая (деловая) игра.
9. Дискуссия.
В ходе интерактивного обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
5 слайд
Рассмотрим конкретные педагогические технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Их цель – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Технологии развивающего обучения. Цель – развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников путём использования их потенциальных возможностей.
Проектные технологии. Развитие исследовательских умений. Цель – создать условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения, системное мышление.
6 слайд
Технология проблемного обучения в детском саду. Цель – создать условия для формирования способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Цель – научить детей нестандартно мыслить, развить гибкость, подвижность, системность мышления, поисковую активность, творческое воображение.
Технология ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
Технология интегрированного занятия. В этом случае соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
7 слайд
Игровые технологии (С. Л. Новосёлова).
1. Игры, возникающие по инициативе ребё нка:
- игры-экспериментирования:
А) игры с природными объектами;
Б) игры со специальными игрушками для исследования;
В) игры с животными;
- самостоятельные сюжетные игры:
А) сюжетно-отобразительные;
Б) сюжетно-ролевые;
В) режиссёрские;
Г) театрализованные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :
- игры обучающие :
А) дидактические;
Б) сюжетно-дидактические;
В) подвижные;
- досуговые игры:
А) игры-забавы;
Б) игры-развлечения;
В) интеллектуальные;
Г) празднично-карнавальные;
Д) театрально-постановочные;
Е) компьютерные;
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, так и более старших детей) :
- обрядовые:
А) семейные;
Б) сезонные;
В) культовые;
- тренинговые:
А) интеллектуальные;
Б) сенсомоторные;
В) адаптивные;
- досуговые:
А) игрища;
Б) тихие игры;
В) игры-забавы.
8 слайд
Игровые коммуникативные технологии. Основной их смысл – развёртывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями.
Предлагаю вашему вниманию несколько коммуникативных игр группового характера, направленных на сплочение группы и эффективное внутригрупповое взаимодействие, которые можно применить в работе с нашими детьми с ОВЗ.
«Голосовые техники»
Цели: 1) снятие напряжения, 2) сплочение.
1. Техника болтовни с самим собой или парами на языке, который никто не знает.
2. Техника смеха. Когда начинает хохотать один, другие подхватывают, и в итоге хохочут все.
3. Техника гудения. Как в п. 2. Только все гудят.
«Ритм по кругу»
Цели: 1) снятие напряжения, 2) сплочение.
Ребёнок (воспитатель) задаёт хлопками ритм, а группа его подхватывает.
«Движение по кругу»
Цели: 1) снятие напряжения, 2) сплочение.
Участники стоят в кругу. Один из них начинает движение, например, как будто предаёт тяжести, другие подхватывают движение.
«Стыковка»
Цели: 1) достижение взаимопонимания; 2) развитие произвольности, умения выполнять чужие команды.
Два участника сидят на стульях друг напротив друга с закрытыми глазами, за ними стоят два руководителя. Задача – состыковаться указательными пальцами с помощью команд стоящего за тобой.
2-й вариант игры: ладонь одного ребёнка является мишенью, а палец другого – стрелой. Задача – попасть в мишень одному, а другому – увернуться.
«Разговор с руками»
Цели: 1) снятие агрессии; 2) развитие умения контролировать свои действия
Если ребёнок что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.
Затем предложите ему «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы? Как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребёнок не подключается к разговору, проведите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае с гиперактивными детьми, ещё более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
Цели: 1) развитие наблюдательности; 2) формирование умения действовать по правилу; 3) развитие волевой саморегуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Дракон»
Цели: 1) развитие навыков взаимодействия со сверстниками; 2) развитие двигательного самоконтроля.
Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок – «голова дракона», последний – «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определённое время, то на место «головы дракона» встаёт другой ребёнок.
9 слайд Спасибо за внимание!
Литература
Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. – М. : УЦ «Перспектива», 2014. – 196 с.
Халимова Г. Г. Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 73-76.