Светлана Горбунова
Технологии формирования и развития физиологической базы звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Затронутая тема очень актуальна, потому что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием. Для этого нужна совместная работа всех специалистов ДОУ и родителей.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На музыкальных занятиях в детском саду предполагается развитие музыкально- художественных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш результат мониторинга этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии : аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность, с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д.. Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного речевого, певческого дыхания. Дыхание лежит в основе жизни. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «духовный», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и телесным.
Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. Постановка правильного дыхания одна из основных задач на музыкальных занятиях. Считается, что хорошее пение - это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать". Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого человека.
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки - горло, как смычок по струнам, заставит наш "голосовой инструмент" звучать. Главная идея - показать важность дыхания в процессе звукообразования. Правильное дыхание дошкольников на музыкальных занятиях. Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки. Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.
В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта, человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание. Напряженный умственный труд,много часовое нахождение в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, за компьютером плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь, приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.
Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.
Грудное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.
Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное). Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.
Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
Роль дыхания в развитии пения дошкольника.
Во время пения органы дыхания, продолжают выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.
Дыхание при пении, или так называемое певческое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время пения.
Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. При работе с детьми над дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей. Чтобы научить детей правильно дышать на занятиях по музыке используются разные приёмы.
• Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.
• Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
-во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
-грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
-живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе - опускаться;
-во время вдоха втягивать воздух носом, или делать короткий вдох через рот;
-вдох должен быть мягким и коротким, выдох - длительным, спокойным и плавным;
-сделав вдох, сразу же начинать говорить или петь, не задерживая дыхание.
Так же можно выдыхать с произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], [з], [ж], [ш].
Игровые упражнения
"Погреем ручки" (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х, "Проколотый мяч" (произносятся звуки шшшш или ссс, "Комары и комарики" (произносится звук зззз, "Большие и маленькие жуки" (произносится звук жжжж, "Насос" (произносится звук сссс). Педагог контролирует длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними.
Игровые упражнения.
• "Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые" (дутье на полоски, листочки и др.).
• Дутье на подвешенные бумажные игрушки - жуков, бабочек, птичек и др.
• Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки.
• Надувание мыльных пузырей.
• Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.).
• Дутье в трубочки (соломинки для коктейля, вставленные в воду.
• Игра с воздушными шарами -"Чей шар поднимется выше?".
• Надувание резиновых игрушек, шаров.
• Дуть на маленькие машинки -"Чья машинка уедет дальше?".
• "Погаси свечу", "Футболисты", "Забей мяч в ворота", "Горячий чай".
Дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать груднобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
В работе над правильным дыханием можно использовать дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой.
Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова была певицей и потеряла голос. Разработав, сама эту гимнастику, восстановила свой голос. Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.
Дыхание это важная составляющая для каждого человека, это фундамент здоровья. Дыхательные упражнения и дыхательные гимнастики способствуют формированию правильного дыхания и обеспечивают крепкое здоровье, помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.