Екатерина Надолинская
Техники нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Техники нетрадиционного рисования, важный элемент в развитии творческих способностей.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст – это период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение.
Через рисунок ребенок выражает свои чувства и эмоции, отношение к окружающему миру.
Все дети любят рисовать, особенно когда это у них получается.
Публикация «Техники нетрадиционного рисования» размещена в разделах
Многие исследователи говорят о том, что чем раньше ребёнок начинает рисовать, тем больше и быстрее он познаёт окружающий мир.
Традиционное рисование, требует от ребенка определенных навыков, умений. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Дети часто расстраиваются, не получив ожидаемого результата.
Для того чтобы ребенок получал удовольствие от творческой деятельности, педагог должен своевременно ему помочь.
На помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Они привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Учат ребенка мыслить креативно и творчески, дают простор воображению и фантазии, раскрепощают. А главное их преимущество в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
С сентября 2021 я веду кружок нетрадиционного рисования, целью которого является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Кружок посещают 12 детей, 6-7 лет.
Включение в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования осуществляется в рамках программы ДОУ. Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. Нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:
• совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
• подготовка кисти к письму,
• формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование,
• развитие образного и логического мышления,
• развитие чувства цвета и формы,
• сохранение психоэмоционального здоровья детей,
• стимулирование фантазии,
• формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,
• развитие эстетического вкуса.
Методы проведения занятий:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
В работе я учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Знакомство с техниками начинается с простых до более сложных.
Принципы:
- Принцип творчества (программа включает в себя неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Методика проведения:
• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.
• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми.
• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
Организация работы с использованием нетрадиционных техник и приёмов является не трудоёмким в своей организации, так как могут использоваться все подручные средства.
Виды и техники нетрадиционного рисования которые я использую в работе: Учитывая возрастные особенности дошкольников (кружок посещают воспитанники подготовительной группы). Со многими приёмами нетрадиционного рисования ребята познакомились в предыдущих группах.
Старший дошкольный возраст: более трудные методы и техники :
• Рисование солью, крупой;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• ниткография
• по – сырому;
• набрызг;
• тычок жесткой кистью;
• по – оттиску;
• ладошками;
• зубной щеткой, ватными палочками.
Нетрадиционные техники не требуют высокоразвитых технических умений. Они не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.)
Благодаря тому, что в нетрадиционных техниках рисования можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям открываются возможности нестандартного мышления, воображения.
В рамках кружковой деятельности, могу отметить, что дети с удовольствием экспериментируют с различными методами рисования, пробуют разные способы самовыражения. Весело и с пользой проводят время. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Позволяют детям отойти от предметного изображения, дают свободу в выражении своих эмоций и чувств. Повысились качественные характеристики детских работ: рисунки стали более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные; Повысился уровень коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками; повысился у воспитанников уровень представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества. Образовательный процесс превращается в весёлую игру.
Литература.
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991,
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Головкина Т. А. Сборник методических материалов по изобразительному искусству «Нетрадиционные техники рисования».