МААМ-картинки

Техники и приемы в работе с агрессией и страхами у детей

Анастасия Терещенко
Техники и приемы в работе с агрессией и страхами у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Техники и приемы в работе с агрессией и страхами у детей

Эмоциональная сфера – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его деятельности.

Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.

Публикация «Техники и приемы в работе с агрессией и страхами у детей» размещена в разделах

При наблюдении за младшими школьниками можно сказать, что они отличаются повышенной эмоциональностью. Их восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. И только с годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Самое распространенное, к сожалению, эмоциональное состояние у учащихся – агрессия. Это связано с увеличением числа конфликтных ситуаций в школьной среде. Небольшое столкновение мнений, интересов, желаний и уже конфликт.

Что же такое агрессия?

Агрессия – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.

Виды агрессии :

• - физическая — проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам;

• - вербальная — выражающуюся в словесной форме;

• - косвенная — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

аутоагрессия– она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании).

Причины агрессивности :

- семья: если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях, то в результате у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира, ребёнок начинает проявлять агрессивность и она становится нормой его жизни.

- влияние учителя: влияние учителя индуцирующего агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью как пример агрессивного поведения детям.

3. характерологические особенности школьника

Например, гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам.

В своей работе с агрессией использую несколько действенных техник и упражнений.

1. Упражнение "ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА"

Ребята называют признаки агрессивного человека : агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т. д.

Критерии агрессивности подростка :

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых, которые нередко раздражают его.

2. Игра «ЭТЮДЫ»

Одному из участников предлагается выполнять любые НЕ агрессивные действия (он встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает).

Другой участник должен прокомментировать действия первого участника с позиции агрессивного человека («Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т. д.).

Остальные участники могут предлагать свои комментарии.

После проведения игры идет обсуждение:

- Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

- Являются действия агрессивного человека конструктивными или деструктивными?

- Может ли приводить агрессивное поведение к конфликту?

Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит к конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов.

3. УПРАЖНЕНИЕ "ЛОЗУНГ ПРОТИВ АГРЕССИВНОСТИ"

Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности, на основе выработанного каждым для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются.

Далее участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.

4. УПРАЖНЕНИЕ "ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА"

Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т. п.

В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение.

Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т. д.

5. УПРАЖНЕНИЕ "НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения:

- Я терпеть не могу, когда…

- Я агрессивный в школе, когда…

- Когда я злюсь…

- Успокоиться мне помогает…

6. УПРАЖНЕНИЕ "ДОВОЛЬНЫЙ-СЕРДИТЫЙ"

Цель: дать подросткам возможность понять, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.

Участники сидят в общем кругу.

Ведущий дает инструкцию:

- Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда ты сердит.

Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты доволен?

- Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты находишься? Кто рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты рассержен?

- Теперь подумай, в каком состоянии ты бываешь чаще. Выбери сейчас одно из чувств - то, которое ты испытываешь чаще.

- Теперь закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражай то чувство, в котором ты пребываешь всеми возможными способами. Дыши гневно или довольно, двигайся в соответствии с этим настроением, издавай какие-либо звуки, соответствуй этому чувству.

- А сейчас, пожалуйста, замри в тишине и медленно превращайся в противоположное чувство. Если ты был сердитым, то стань довольным. Теперь веди себя подобно новому чувству.

Обрати внимание на то, что меняется в твоем теле при перемене чувства. Может, это дыхание, может, что-то происходит с глазами.

Снова остановись и замри в тишине.

Теперь веди себя так, как тебе захочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг.

Анализ упражнения:

• Какое чувство тебе было выразить сложнее?

• Как происходила смена одного чувства другим?

• Какое из чувств тебе понравилось больше и что тебе понравилось в нем?

• Тебе удалось изменить свои чувства?

Страх является важной составляющей в развитии ребенка и неизбежно сопровождает его на пути становления как личности. Страх может уберечь ребёнка, но и сформировать неуверенность, тревожность и боязливость. Поэтому психологам следует быть крайне осторожными в работе с ребенком.

Поскольку ребенок боится всего нового, вполне вероятно, что его могу испугать разные животные. В его воображении оживают сказочные герои, а некоторые предметы иногда носят вполне реалистичный характер.

Задача психолога и родителя: показать малышу, что и мы взрослые можем бояться, но только реальных вещей. Например, пауков или змей.

Что может испугать ребёнка?

Причины страхов :

- Какой-то случай, который испугал ребёнка.

- Особенности психики и характера ребенка (ранимость, тревожность, пессимизм).

- Запугивание ("Непослушных детей забирает баба-яга").

- Гиперопека (ребёнок чувствует повышенную тревожность родителей и перенимает её на себя).

- Авторитарность, угрозы и наказания.

- Семейные конфликты (развод, неполная семья).

- Детские фантазии (ребенка могут испугать мультфильмы, сказки, фильмы, компьютерные игры).

В работе со страхами использую следующие техники и приемы :

1. Упражнение «Банка страхов».

Понадобится шаблон «банки», цветные карандаши, фломастеры, ножницы.

Возраст: от 4 лет.

В эту банку ребенок «помещает» все свои переживания и страхи. После того, как ребенок это сделать, мы проговариваем, какие страхи он туда «положил». Затем ребенок берет ножницы и разрезает на мелкие кусочки банку, и выбрасывает в мусорное ведро, таким образом, он избавляется от своих страхов.

2. Арт-терапевтическая техника «Я больше тебя не боюсь, а лучше с тобой подружусь»

Цель: работа с детскими страхами, повышение самооценки и уверенности в себе.

Возраст: с 4 лет.

Беседа с ребенком по поводу беспокоящего страха.

1. Ребенок рассказывает, как выглядит его страх, какого он цвета. Выбирает из предложенных ему вариантов материала то, что больше подходит.

2. Рисует на нем свой страх. Затем вырезает и дополняет любыми мелкими деталями (руки, ноги, глаза, рот, волосы, зубы, наклеивая их.

3. Затем предлагаем ребенку трансформировать свой страх, что бы он стал не таким страшным (сделать его или смешным или веселым). Дети чаще всего убирают зубы и приклеивают улыбку.

4. После того, как была проведена трансформация, предлагаем придумать ему имя.

5. Готовую фигурку героя предлагаем перенести в песочницу и построить на песке «место, где она будет жить». Создать ландшафт, строения….

6. Придумать и проиграть сказку с участием этого персонажа. В процессе составления сказки, направлять ребёнка на создание позитивной истории.

7. После окончания занятия ребёнку предлагаются разные варианты " как поступить со своим страхом". В случае, если есть желание забрать его домой, предлагаем приклеить с оборотной стороны магнит и найти этому персонажу место на холодильнике или любой другой поверхности.

Выводы. В процессе проведения техники, ребенок понимает, что страх " совсем не страшен" и именно он сам управляет страхом, а не страх управляет им.

3. Техника «Волшебные зеркала»

Поможет можно снять тревогу, повысить уверенность в себе и сформировать положительную Я-концепцию.

Ребенку предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

После этого задаё т ребенку вопросы:

1. Какой человек выглядит симпатичнее?

2. На кого ты сейчас похож?

3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

4. На кого ты хотел бы быть похож?

5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков

Данная методика помогает развивать самосознание. Ребенок задумывается над тем, в каком состоянии ему комфортнее находится и как он себя чувствует на данный момент.

4. Техника «Куст роз»

Дети охотно вовлекаются во взаимодействие через рисование, лепку, вырезание, сочинение рассказов, сказок. Считаю такие способы общения особенно эффективными с детьми и подростками с сильными психологическими защитами.

Благодаря этой технике, дети могут выразить себя, рассказать о себе с помощью рисования.

Прошу детей и подростков закрыть глаза и представить себя кустом роз. И даю множество вариантов, каким может быть куст роз, которые приведены в книге:

Ты маленький куст роз или большой?

Ты высокий или нет?

Пышный или нет?

На тебе растут цветы?

Если растут то, какие они? (не обязательно они должны быть розами).

Какого цвета твои цветы?

Какой они формы?

Их много или мало?

Цветы распустились или они ещё бутоны?

Есть ли у тебя листья?

Какие они?

Как выглядит твой стебель?

Твои ветки?

Есть ли у тебя корни?

Как они выглядят?

Они длинные и прямые или извилистые?

Густые у тебя корни или нет?

Они глубокие или нет?

Есть ли у тебя шипы?

Какие они, их много или мало?

Где ты находишься? В городе? За городом? В парке? В пустыне? Во дворе? Среди океана? В космосе? Ты растешь в земле? Или ты находишься в каком-то сосуде? Или пробиваешься сквозь асфальт? Ты находишься внутри чего-то или снаружи?

Что тебя окружает?

Есть ли там другие цветы?

Или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? Животные? Птицы? Люди? Есть ли рядом с тобой что-то похожее на изгородь? Если да то, как оно выглядит? Или ты на открытом месте?

Как это – быть кустом роз?

Как ты поддерживаешь своё существование? Кто-то ухаживает за тобой? Какая сейчас погода?

Затем предлагаю ребёнку открыть глаза и нарисовать, что он представил. В процессе рисования, могу задавать уточняющие вопросы. После окончания рисования прошу ребёнка рассказать, какой он розовый куст. Записываю рассказ ребёнка и затем зачитываю ему.

В процессе использования этой техники, дети часто начинают говорить о вещах, которых в нашем общении раньше не было. Становится возможным работать над трудностями, о которых сложно говорить. Иногда дети просят ещё раз нарисовать себя в виде куста роз.

«Не только художник, но и каждый, кто наделён творческими способностями, обязан своей фантазии всем лучшим, что он сделал в жизни. Динамическим началом фантазии является игра – занятие, которое считается детским и, в качестве такового, несовместимы с серьёзным подходом к любой работе. Но без этой игры фантазии никакая творческая работа не может быть, ни начата, ни проделана» (К. Юнг).

Публикации по теме:

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование»Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Нетрадиционные техники рисования в работе «Праздничный салют над Москвой» для детей среднего возрастаНетрадиционные техники рисования в работе «Праздничный салют над Москвой» для детей среднего возраста Цель: изобразить салют над столицей, используя нетрадиционные техники рисования. Задачи:* Закрепить технику работы тычком по трафарету;.

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа»Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техники и приемы в работе с агрессией и страхами у детей
Опубликовано: 18 мая 2021 в 15:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техники и приемы в работе с агрессией и страхами у детей» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Терещенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД