Приложение МААМ

Применение техники «оригами» в работе с дошкольниками

Вера Проскурякова
Применение техники «оригами» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Темочки:

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой приём, где ребёнок овладевает первоначальным навыком, складывая пополам не прямоугольник, а квадрат по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно, что позволяет обучать оригами детей младшего возраста и детей, имеющих проблемы в развитии.

Я работаю в логопедической разновозрастной группе; дети, посещающие группу, имеют проблемы в развитии речи. Это побудило меня продолжить работу по обучению детей оригами. Ведь изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи.

Значение оригами для развития ребё нка:

Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.

Учит детей различным приёмам работы с бумагой : сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,

Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

Развивает пространственное воображение.

Активизирует воображение детей и фантазию.

Развивает художественный вкус и творческие способности.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель обучения детей оригами :

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.

Задачи:

Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. По-этому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы : на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, я демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приё мы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение, сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Оригами в обучении пространственным отношениям

Основная форма, используемая в оригами- это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги я даю детям чё ткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т. д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с характеристиками квадрата я использую художественное слово: стихотворение Ф. Сирени

Много-много лет назад

был известен всем квадрат.

Сколько в нём углов? – Четыре!

Это знает каждый в мире.

И четыре стороны

у квадрата быть должны. Быть углы должны какими?

Обязательно прямыми

, А все стороны должны

Быть, конечно же, равны.

Меня спросил мой младший брат:

- Скажи, на что похож квадрат?

- На кубик в детском уголке,

- На плот, плывущий по реке;

- На старый дом без крыши

- Где поселились мыши.

- Ещё похож он на экран

- И телевизора экран,

- Пуховый бабушкин платок

- И гардеробный номерок,

- На синий знак дорожный

- И белый торт творожный!

- Квадрат приземистый собой

-Но каждый угол в нём прямой.

- И у него мы знать должны

- Всегда все стороны равны.

Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении складывания из бумаги. Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в разных видах деятельности.

Публикации по теме:

Использование техники «Модульное оригами» в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Использование техники «модульное оригами» в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование техники.

Консультация «Применение блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с дошкольниками» «Применение блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с дошкольниками» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – формирование.

Применение нетрадиционной техники рисования в развитии дошкольников Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Детский сад № 4 «Зернышко».

Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Приемы техники «оригами»Приемы техники «оригами» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Урень Нижегородской област МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

Нетрадиционные техники аппликации в работе с дошкольниками Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Применение нетрадиционной техники рисования «ниткография» в работе с детьми В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Создательницей.

Конспект занятия «Применение канцелярских скрепок в коррекционной работе с дошкольниками» Развивающих упражнений с канцелярскими скрепками не так много, как с прищепками или бусинами, но в качестве альтернативы их тоже можно.

Применение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками с использованием музыкиПрименение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками с использованием музыки Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию.

Применение логопедического мягкого бизиборда в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения Практика реализации ФГОС ДО предполагает использование системно-деятельностного подхода. Он заключается в чередовании умственных и практических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение техники «оригами» в работе с дошкольниками
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 15:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение техники «оригами» в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Вера Проскурякова (УИ 1797765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД