Наталья Кудряшова
Театральная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театра, особенно в детские годы, невозможно переоценить.
Театр- это волшебная страна, в которой ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Через приобщение к театру в ребенке активизируется творческий потенциал, формируются творческие способности, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление.
В театрально- игровой деятельности решающее влияние на развитие творчества оказывает усвоение детьми способов образной выразительности (интонации, мимики, жестов, позы, походки).
Публикация «Театральная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» размещена в разделах
В исследованиях ведущих специалистов Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, Е. М. Мастюковой отмечено, что у детей с фонетико- фонематическими нарушениями, как правило, имеется недостаточность мимических, моторных, эмоционально- волевых, сенсорных, психических функций.
Осознание детьми своего недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания.
В театральной же среде творческого коллектива детей, среди равных себе, ребенок свободнее раскрывает свой внутренний мир, переносит часть внимания со своей личности на других и начинает по-иному реагировать на свой речевой дефект; чувство неполноценности, ущемления постепенно уступает здоровому настроению, желанию заниматься и преодолевать свой недуг.
У детей с отклонениями в речевом развитии, вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе. Поэтому с момента обнаружения речевого дефекта, дети должны включаться в специально организованный педагогический процесс логопедического воздействия, который должен быть развивающим, направленным на формирование коммуникативных умений и навыков. Для реализации данных задач как один из приемов работы, предлагаю использовать театральную деятельность. Являясь ведущим видом деятельности дошкольника, игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании. Результат коррекционного воздействия будет значительно выше, если деятельность ребенка будет побуждаться внутренними мотивами. В театрализованных играх заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Широкий развивающий потенциал кукольного театра проявляется в специфике развития психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, двигательной активности. Этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, обучение управлению театральными куклами, являются составной частью сначала индивидуальных, а потом и подгрупповых занятий. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал - это словесное творчество, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов, дает повод для изобразительного и технического творчества детей.
Занятия по коррекции речевых нарушений с использованием театра не предполагают развития профессиональных актерских умений. Театрализованная деятельность в детском саду направлена на развитие личности ребенка, привитие устойчивого интереса к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. В результате такой работы решаются следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов;
- развитие познавательных способностей, эмоционально-личностной сферы.
Работа строится с учетом этапов в формировании правильного произношения звуков речи, исходя из рекомендаций специалистов, работающих в данной области: Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Т. Чиркиной.
Игры и творческие задания, способствующие коррекции речи, подобраны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.