Маслова Любовь Васильевна
Театральная деятельность, как развитие речи дошкольника
Ориентированность концепции дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии и становление личности. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Публикация «Театральная деятельность, как развитие речи дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Важнейшей предпосылкой совершенствования речи дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Участие дошкольников в театрализованной деятельности ставит перед собой следующую цель.
Цель: Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности.
Задачи:
1. Формирование связной речи;
2. Развитие воображения, фантазии, навыков импровизации, т. е. творческих способностей
3. Формирование актёрского мастерства (выразительности речи, мимики, пластики)
4. Воспитание потребности детей в свободном общении, в доброжелательных отношениях в коллективе.
По мнению О. С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно - образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Особенности развития выразительности речи дошкольников.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанно, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.
Задача развития выразительности речи, ее основное содержание, описана в разделе «Формирование звуковой выразительности речи» Алексеева М. М., Яшина Б. И. и заключается в следующем: овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.
Работа над дикцией. Хорошая дикция, т. е. четкое произношение каждого звука в отдельности, а так же слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.
Формирование темпа речи и качества голоса. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу голоса с окружающими условиями, беречь его. Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).
Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются». Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию, особое внимание уделяется длительности и силе воздуха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.
Работа над голосом. Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка. Следовательно, необходимо: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, громко).
Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи : четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.
Театр - как средство развития выразительности речи детей.
Театр – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно здесь малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.
Мир театра - тропинка к внутренним чувствам ребенка и его душе. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукта творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский).
Известный всем нам писатель Джонни Радаре утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку». В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде, литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью речи, движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.
К первой группе – режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Так, Н. А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы – бибабо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.
Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.
В игре создаются условия для развития речевой активности детей. Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:
- развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности.
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза;
Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др.
Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов воспитатель добивается совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов.
Методы и приемы работы по развитию речи по средствам театрализованной деятельности
Дошкольный возраст, по словам В. С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения.
- самостоятельная творческая деятельность.
Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой.
Традиционные приемы словесного метода: выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение. В качестве разнообразии приемов, может прослушать произведение в аудиозаписи. Следует только помнить, что использование ТСО при ознакомлении с художественной литературой целесообразно использовать только после первичного ознакомления с текстом.
Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и др.).
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое.
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
В методике работы над выразительностью речи дошкольников, очень важны игровые приемы. Работу начинать надо с более простых игровых упражнений. Например, ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей. Далее воспитатель усложняет задание и предлагает одному ребенку сделать тоже, самое. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др) и способами вербального и невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способ его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.
Типы занятий.
Типовые, которые включают следующие виды деятельности : театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись). О современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
Репетиционные занятия, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.
Формы организации театрализованной деятельности в детском саду.
Использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых;
-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
-при создании развивающей среды;
- последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;.
Благодаря использованию этих приемов у детей повышается интерес к художественной литературе, оптимизируется процесс развития речи.
Театральная деятельность очень важна для развития речи ребенка это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. В результате ребенок познает мир умом и сердцем. Выражая свое отношение к добру и злу. Познает радость, связанную с преодолением трудностей общение, неуверенности в себе. Обретает легкость в общении со сверстниками, в процессе выступления приносит радость своим близким и окружающим.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2005. – 400с.
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. - 126 с.
2. Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М. : 2001 – 126 с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства _ под ред. М. С. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987. – 344 с.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М. : Просвещение, 2002. – 191 с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
6. Розен карт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. Москва, 1963 г.
7. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С. 129-130.
8. Томчикова С. Н. У истоков театра : Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МАГУ, 2002. – 69 с. [ 15; 3].
9. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М. : 2008, — С. 168.
10. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : АСТ. 2008 – 222 с.