Галина Бызова
Театрализованный проект «Развитие эмпатии в речи детей с ТНР» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованный проект №2 «Развитие эмпатии в речи детей с ТНР
Одна из первопричин появления несочувствующих детей — это, как ни странно, задержка речевого развития. А ведь речь — это не только средство общения, это средство мышления и воображения, осознания своих переживаний и чувств, своего поведения. И виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге своими эмоциями и чувствами. Не происходит накопления опыта соучастия и содействия с первых лет жизни малыша. Детям неинтересно общаться со сверстниками, не о чем разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит в форме агрессивности и жестокости по отношению к другим детям. Что же делать педагогам? Прежде всего помочь родителям увидеть основной круг проблем в общении со своими детьми.
Участники проекта: дети группы №2 с ТНР, дети массовой группы №4в возрасте 5-7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Цель: Апробировать процесс развития эмпатии в речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Театрализованная игра-путешествие
Знакомство со страной Эмпатией
ЦЕЛЬ: Дать представление об эмпатии, как сочувствтвии, сопереживании и содействии
• Ход театрализованной игры
Детям предлагалось отправиться в путешествие в необычную страну Эмпатию, в которой живут три брата Сочувствие, Сопереживание и Содействие.
После знакомства с детьми каждый из братьев рассказывал о себе и своей стране. Затем давал игровые задания, задавал вопросы, активизируя их опыт.
Например детям предлагалось вспомнить когда в каких ситуациях они испытывали радость, грусть, страх удивление и т. д., Предлагалось с помощью мимики, жестов разыграть этюды: «Новая кукла», «Баба Яга» и т. д.
Вспомнить какие чувства дети испытывали, когда их мама грустная, веселая, сердитая и т. д.
Брат Содействие предлагал посмотреть на картину и рассказать что бы они делали и что бы сказали, если бы оказались рядом в этой ситуации
• Театрализованная игра – путешествие
Город Сорадости.
Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о сорадости как форме проявления сочувствия.
• Ход театрализованной игры
• Детям предлагалось послушать музыку и угадать какое настроение у города, в который мы добрались (радость) В названии города есть радость. Дети вспомнили как звучат имена братьев и это помогло составить название города (Город Сорадости) Чтобы познакомиться с этим городом, детям предлагалось послушать историю Взрослые с помощью кукол разыгрывали стихотворение, детям задавались вопросы, активизирующие личный опыт: Приятнее радоваться одному или вместе? Чему вы радовались очень сильно? С кем делились своей радостью? Почему поссорились звери? Как нужно было бы поступить? Предлагалось подумать что было дальше.
Театрализованная игра –путешествие
Город Согрусти
Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о согрусти как форме проявления сочувствия
Ход театрализованной игры
Перед детьми разыгрывалась проблемная ситуация. (Плачет щенок, потому, что его никто не любит и не хотят с ним дружить) Дети предлагали что надо сказать и сделать, чтобы он не расстраивался.
• Детям предлагалось посмотреть на картины и определить настроение их героев. Ответить: По каким признакам вы определили их настроение? Проводилась беседа. Когда дети вам бывает грустно? Можем ли мы не видя лица человека, определить его настроение? На экране появился город Согрусти и дети послушали рассказ о нем, сравнили его с городом Сорадости
• Затем дети познакомились с жителями его города На экране появились портреты сказочных героев. Детям предлагалось найти среди них героев с эмоциями грусти и что бы они сделали и сказали, если бы оказались рядом
• В конце путешествия дети инсценировали стихи
• Е. Благининой «Где она» и С. Я. Маршака «Волк и лиса»
• Первый год проекта завершился инсценированием сказки «Кошкин дом»
•