Наталья Меркулова
Театрализованные представления в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
Главная наша цель — развитие артистических способностей детей средствами музыкально-драматического искусства.
Непосредственные задачи при работе над сказкой:
-знакомить с искусством театра (в частности — кукольного);
-развивать четкую интонационную дикцию, выразительность речи;
- мелодико-интонационные компоненты произношения, творческую фантазию и воображение;
Публикация «Театрализованные представления в детском саду» размещена в разделах
- формировать выразительность и пластичность движений своего тела, согласовывая с движениями куклы;
- вырабатывать четкие координационные движения куклой во взаимосвязи с речью;
- развивать творческое воображение, музыкальность, певческий голос.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог, ставят маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Знакомство ребенка с театром должно состояться в самом раннем возрасте и лучше начинать (помимо театрализованных игр, именно с театральной куклы. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают взрослые и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу.
В среднем возрасте кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к. его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшем дошкольном возрасте все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, постановки отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Отдельно хочу остановиться на возможностях кукольного театра.
Писатель М. Е Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн, тайна куклы — самая загадочная». Может быть, это и преувеличение, но, во всяком случае, к театральным куклам важно относиться серьезно. С полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище, тот «золотой ключик», который мы до сих пор ищем и никак не можем найти.
Очень важен подбор кукол для театрализованных игр с дошкольниками. Видов кукольных театров огромное множество. Самые распространенные (те, которые чаще можно купить в магазине) — би-ба-бо (или перчаточные, пальчиковые, марионетки. Надо сказать, что дети с удовольствием играют с театральными куклами, разыгрывая сценки из знакомых сказок, сочиняя диалоги, обыгрывая знакомые песенки и стихотворения.
Безусловно, все это приносит известную пользу: у детей развивается речь, память, коммуникативные навыки. Однако, понимая, какой воспитательный потенциал скрывается в театральных куклах, можно утверждать, что в массовой педагогической практике «золотой ключик» используется не в полной мере своих волшебных качеств. Поэтому некоторые педагоги пытаются экспериментировать, фантазировать, изобретать и создавать другие виды разнообразных театральных кукол, которые становятся первыми помощниками в воспитании и художественно-творческом развитии дошкольников — это платочные, варежковые, штоковые, говорунчики, театр кружек, коробок и мн. др.
Мы для инсценирования взяли сценарий небольшой сказки «Волшебный цветок». Сюжет простой, но очень поучительный: о доброте, взаимной внимательности и желании сделать лучше, щедрее, красивей окружающий мир. Воспитатели этой подготовительной группы с раннего возраста уделяли внимание кукольным театрализациям, и не просто обыгрывали сценки, сказки, стихи, но и работали над постановкой руки ребенка с куклой. Поэтому я решила разнообразить нашу сказку, добавив в нее элементы кукольного спектакля. Мне захотелось использовать различные виды кукол: помимо би-ба-бо, которые хорошо известны детям, познакомила с куклой-марионеткой (птичка) и платочной куклой (Старичок-Лесовичок). Дети с азартом и с удвоенным интересом приступили к репетициям.
Кукольный спектакль — это более сложное для исполнения действие, чем драматическое, т. к. требует хорошего владения куклой (т. е. своей рукой, ребенку нужно понять, что играет не он лично, а его кукла, поэтому надо учиться владеть куклой так же, как собственным телом. К тому же, физически сложно держать руку поднятой вверх, при этом громче обычного и выразительнее говорить текст, ведь сам артист спрятан за ширмой.
Исходя из всех этих сложностей, постепенно, мы с детьми решили, что пока не будем прятаться за ширмой, пусть зрители наблюдают не только за куклой, но и за самими юными артистами.
С платочной куклой у нас не было больших трудностей, а вот с марионеткой пришлось «побороться». Мы вместе с исполнительницей роли птички искали, как лучше ее держать, как она будет летать, где сядет и т. п. Так же вместе с детьми мы обговаривали целесообразность использования музыкального материала (подходит ли взятая нами песня для постановки, как сделать танец веселее и разнообразнее). Дети всегда довольны, когда их вовлекают в процесс творчества, тогда они более ответственно и воодушевленно занимаются осуществлением поставленной цели.
Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате, ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Кукольный театр в силу своей театральной зрелищности, необычайности, особой эмоциональности, очень важен в жизни ребенка. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а, следовательно, и понимание происходящего в спектакле, стимулируют и речь детей. Кукольный спектакль, безусловно, обогащает представления ребенка и воспитывает его.
Используемая литература:
Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду»
(методические рекомендации)
Творческий центр, М., 20009.
Григорьева Т. С. «Программа «Маленький актер» (для детей 6-7 лет)
(методическое пособие)
Творческий центр, М., 2012.
Буренина А. И. Страничка редактора.
Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2007.