Светлана Беликова
Театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
В настоящее время арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров. Это повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.
Публикация «Театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. В первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, дети продолжают разыгрывать короткие песенки, сказки, стихи, а уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя :
• игры-драматизации;
• театральные этюды;
• пальчиковая игра-тренинг;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры-превращения, образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
• разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
А также в содержание работы по театрализованной деятельности входит : подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений, упражнения по формированию выразительности исполнения, литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Содержание таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для детей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Система работы по организации театрализованной деятельности состоит, во-первых, из организации предметно-пространственной развивающей среды. Во-вторых, из разработки перспективного планирования и его реализации: проведение занятий по театрализации, театрализованные представлений, развлечений, проектной деятельности.
Непременные требования, это: работа с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности детей с ОВЗ;
• особенности их эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, возрастные особенности.
Планируя театрализованную деятельность и выбирая материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей.