Анастасия Иванова
Театрализованная игра как средство развития навыков и умений дошкольников в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выготский Л. С. писал, что игра ребенка – это «творческая переработка пережитых впечатлений, построение из них новой действительности», которая отвечает влечениям и отношению к миру самого ребенка. Таким образом, игра ребенка - это творческая деятельность, в которой проявляется деятельность воображения.
Соединение всех видов искусств — музыки, театра, художественного слова, живописи вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Взаимодействие различных видов искусства раскрывает творческий потенциал всех участников педагогического процесса, улучшают отношения между детьми, педагогами и родителями, повышает уровень их художественной и общей культуры.
Согласование (синтез) видов искусства происходит на комплексных или интегрированных занятиях, например, в рисование, аппликацию, лепку, можно добавить слушание музыкальных классических произведений, театрализованную деятельность, просмотр слайдовых программ, видео.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы одном из направления синтеза видов искусств - это использование театрализованной деятельности на занятиях изобразительной деятельности. Объединив эти два вида искусств, можно воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Что в будущем поможет определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Также, благодаря синтезу искусств возможно развить воображение, фантазию, восприятие, память, развить мелкую моторику рук, а также умения и навыки (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Изобразительная и театрализованная деятельность являются наглядными формами художественного отражения жизни, основанными на восприятии окружающего мира через образы. Чтобы дети полюбили искусство, необходимо с самого раннего возраста приобщать к нему ребёнка. Увлечь детей музыкой, театром, живописью, научить их понимать прекрасное – важная миссия взаимодействия педагогов, воспитателей и музыкального руководителя. Именно искусство пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. Использование театрализованной деятельности на занятиях изобразительным искусством является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.
В процессе реализации комплекса занятий по изобразительному творчеству с использованием театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развивается самостоятельность и творческие способности дошкольник;
— воспитывается интерес к различным видам искусства;
— дети овладевают импровизацией;
— развивается речевая деятельность;
— совершенствуются познавательные процессы;
— развиваются изобразительные навыки и умения.
Одним из эффективных средств развития театрализованной игры у детей является русская народная сказка. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях
и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
В своей работе с детьми я использую сочетания художественного произведения с театрализованной игрой и нетрадиционным рисованием. Где после прослушивания и беседы по прочиненному, мы превращаемся в героев сказок. У детей есть выбор, кем он сегодня хочет стать. И вот мы надели маски (используем разные виды театра такие как: игрушки, бибабо, пальчиковый, тантамарески, плоскостной и магнитный) и началась игра. После театрализованных игр, детям предлагается нарисовать сказку. Между детьми идёт обсуждение кого они хотят нарисовать, и почему. А дальше мы идём творить. Для этого я использую такие техники как: рисование пальчиками (ладошками, губкой, тычком кисти, одноразовыми вилками, отпечатком, воскография, рисование манкой. Каждая из этих техник - маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует всестороннему развитию детей. Дети с большим интересом начинают воплощать фантазию на листе бумаги. И наши творческие мастерские пролетают незаметно. Дети увлеченно рассматривают получившиеся «шедевры». Большим подспорьем на занятых являются музыкально - театрализованные паузы, где дети под музыкальное сопровождение движениями и мимикой демонстрируют персонажей.
Все занятия по рисованию приобретают смысл, замысел, дают ребенку поле для фантазий. В этот момент происходит приобщение к совместной дизайнерской деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа, развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата, организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
Для успешного развития дошкольников педагогу постоянно приобщать родителей к педагогическому процессу. Взаимодействие с семьёй осуществляется следующим образом: показ фрагмента образовательной деятельности на родительском часе «Листик, листик, листопад»; информационный стенд рекомендация «Рисуем сказку вместе с детьми (на примере сказки «Снегурочка»)». Мастер - класс для родителей «Воображаем, рисуем, сочиняем». Практикум «Мы раскрасим сказку сами».
Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.