Владилена Деньдобренко
Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с обучающимися старшего дошкольного возраста
"Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с обучающимися старшего дошкольного возраста. "
Составитель: учитель-логопед Деньдобренко Владилена Борисовна
Санкт-Петербург ГБДОУ № 102 Невского района.
Статья будет полезна учителям - логопедам, воспитателям, работающим в дошкольных учреждениях с обучающимися с общим недоразвитием речи.
Публикация «Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с обучающимися старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Наиболее распространенный вид детского творчества, драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» - Л. С. Выготский.
Актуальность проблемы. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. При общем недоразвитии речи адекватное использование неречевых средств затруднено. Речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.
Логопедическую коррекцию необходимо начинать как можно раньше, с учетом особенностей дошкольного возраста – применения игровых средств. Занятия с элементами игровой деятельности лучше всего проводить с использованием театрализованной деятельности, использовать приемы по формированию следующих умений и навыков: разучивание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; игр с куклами, и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта, изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творчества;
- развитие и увеличение пассивного и активного словаря ребенка;
- развитие ручной, пальчиковой артикуляционной моторики;
- развитие умения владеть четкой дикцией;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды.
На занятиях целесообразно использовать следующее оборудование:
- настольная и напольная ширмы
- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
- декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т. п.);
- наборы кукол для пальчикового театра;
- куклы би-ба-бо;
- рукавички с изображением мордочек животных:
- костюмы персонажей сказок;
В коррекционной работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и увлечения.
Принимая на себя роль действующего лица, ребенку легче раскрепостится, взаимодействовать с другими детьми и педагогом.
На занятиях эффективнее использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина - настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. На занятиях я часто применяю оригами, сделанные совместно с детьми. Изготовленные из бумаги игрушки дети используют в своей деятельности, не только в театральной, но и на других занятиях. Например: изготовление лягушки из бумаги, возможно использовать как при разыгрывании сказки «Царевна лягушка», так и при выполнении артикуляционной гимнастики.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр, стендовые игры. Ребенок сам создает сценарий, обыгрывает персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения выступают интонации, модуляции голоса, мимика. В режиссёрских играх могут используются предметные картинки и различные игрушки.
Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на основе роли и характера персонажей, с возможным использованием пальчикового театра, кукол би-ба-бо, масок, костюмов. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении.
Игры направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции, позволяют быстрее реализовать поставленные задачи по коррекции звукопроизношения. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Театрализованные игры проводят поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на развитие мимики и пантомимики, вырабатывается подвижность и выразительность в движениях. Детям легче переключаться с одного движения на другое, понимать выражения лица, жестов другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и подвижности речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
На третьем этапе следует переходить к драматизации потешек, скороговорок, стихов. Дети заранее запоминают тексты, а затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности – режиссированною рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и возможность проявить себя в разных играх.
Игровые упражнения
Развитие мимики.
-Съешь кислый лимон. (Ребенок морщится).
-Рассердись на драчуна. (Ребенок сдвигает брови).
-Прими подарок. (Ребенок улыбается).
-Испугайся грозы. (Ребенок приподнимает брови, широко раскрывает глаза).
Обучение жестам.
-Покажите высокого или низкого человека; маленького комарика, большого медведя.
-Покажите направления: вверх, вниз, вокруг, вправо, влево.
-Покажите разных людей: я, ты, мы, они.
Развитее пантомимики. Показать движения.
- Расцвели, как цветы.
- Полетим, как птицы.
- Идет медведь по лесу.
- Крадется волк за зайцем.
- Рыбка плавает в воде.
- Дети лепят снеговика.
- Спортсмены играют (теннисисты в теннис, футболисты в футбол).
- Строители строят дом.
Развитее речевого дыхания.
«Игра со свечой».
Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос,
затем подуть па горящую свечу, находящуюся па некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается топкой, упругой и плавной струей через плотно
сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
«Осенние листочки»
На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься, вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).
«Сосчитай игрушки» (до 5)
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
«Греем ручки зимой»
Дети делают бесшумный вдох носом, складывают ладошки, подносят их ко рту и при счете от 1-5 делают плавный выдох ртом.
«Подражание неречевым звукам»
Детям предлагается прослушать звуки природы: шум леса, пение птиц, шум моря…Дети делают бесшумный вдох носом, и воспроизводят на выдохе ртом услышанные звуки.
Развитие диапазона голоса, интонационной выразительности речи.
«Самолет»
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
«Звериные скороговорки»
Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Не живут ужи, где живут ежи.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
Все бобры для своих бобрят добры.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Игра «Чудо-лесенка».
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи.
А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че.
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо-к-солн-цу- я-ле-чу!
«Диалогические скороговорки»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Как погодка, ёж?
- Свежа!
(говорят все вместе) - И пошли вдвоём, дрожа,
Скорчась, съёжась, два ежа.
После регулярно проводимой работы с использованием на занятиях театрализованной деятельности с обучающимися в детском саду, у детей повысились познавательные способности, улучшилось взаимопонимание со сверстниками, нормализовалась дыхание, общая, ручная, пальчиковая, артикуляционная моторика.
Автоматизация звукопроизношения проводилась в игровой форме и доставила дошкольникам радость и положительный результат. Речь детей стала эмоциональной, яркой и выразительной.
Таким образом театрализованная деятельность, используемая на занятиях с дошкольниками с ОНР позволила успешно справиться с речевыми нарушениями и психолгически подготовить обучающихся к школе.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
3. Жулина Е. В., Голубева И. В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
5. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 43-46.
6. Трошин О. В., Голубева И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. - № 1. – с. 4-10
7. Фурсенко Н. А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95
8. Шулика Е., Шинкарева М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи // Дошкольное воспитание. 2006. - №8. – С. 54-57.
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/03/rechevoe-razvitie-doshkolnika-posredstvom-teatralnoy
10. logoped-sfera.ru/ispolzovanie-teatralizovannih-igr-v-preodolenii-obshego-nedorazvitiia-rechi-u-doshkolnikov