Валентина Никитина
Театрализованная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Публикация «Театрализованная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
В группе №6 ведется большая работа по театрализованной деятельности, интегрированные занятия спланированы таким образом, чтобы охватить развитие детей по всем областям: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическое, физическое.
Cоциально-коммуникативная деятельность.
Игровая деятельность является основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельностью детей.
Осуществляется через сюжетные игры, игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, театрализованные игры. Например: сюжет «Ждем гостей» - учим детей разыгрывать единый сюжет в условиях разных тем, сравниваем аналогичные действия, выполняемые в контексте различных ролей, в ходе игры используются театрализованные персонажи.
Познавательная деятельность.
Организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, осуществляется через наблюдение, экскурсии, моделирование, увлечение, сюжетные игры, интеллектуальные игры, шутки, шарады, загадки, мини-музеи, конструирование. Например: изготовили книжки-раскладушки «История развития кукольного театра для детей»
Речевое развитие.
Ведется работа по развитию речи: используются скороговорки, загадки, частушки, прослушивание русских народных сказок и песен. Перед тем, как начать подготовку к инсценированию сказки, проводится распределение ролей, разучивание текста героев, проводится работа над выразительностью, эмоциональностью подачи материала. Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных постановках.
В группе проводится работа, направленная на активизацию умственной речевой деятельности, формируются навыки культуры общения через беседы: умение выслушивать, не перебивать, говорить спокойно. В утренние и вечерние отрезки времени проводится работа с детьми: вопрос-ответ (разнообразие, содержательность, выразительность, образец для подражания, развивать словарный запас ребенка)
Художественно-эстетическое развитие.
Большая подготовительная работа перед занятием идет с детьми в повседневной жизни, в свободном общении, в индивидуальных занятиях и дидактических играх. Дети с удовольствием занимаются на занятиях, быстрее усваивают новый материал, принимают активное участи е в праздниках, утренниках, вечерах досуга, стали более эмоционально читать стихи, петь песни, инсценировать сказки, принимать активное участие в музыкальных играх и плясках. Это является ярким подтверждением пользы поведения комплексных занятий. Например: театрализованная игра «В гости ёлочка пришла». В течение игры вовлекаем детей в игровую ситуацию, учим ролевому перевоплощению, создаем условия для эмоционального проживания роли, учим развивать сюжет, развивать эстетический вкус.
Физическое развитие.
Двигательная деятельность организуется при проведении НОД по физическому развитию детей в режимных моментах, совместная деятельность взрослого и ребенка осуществляется через подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования, пальчиковую гимнастику, спортивные праздники.
Например: перед каждой репетицией сказки проводится пальчиковая гимнастика, точечный массаж кончиков пальцев, разрабатываем кисти рук.
За это время в группе создана соответствующая занятиям развивающая среда, а именно: дидактические игры, картотеки, игровой материал, подборка иллюстраций по темам и временам года, набор детских инструментов. На протяжении всего периода работы мы уделяем особое внимание театрализованной деятельности. Занятия по театральной деятельности позитивно влияют не только на музыкальное, но и общее развитие детей. Каждое занятие построено по принципу тематической целостности при разнообразии форм его проведения. Это позволяет осуществлять развитие многих личностных качеств и способностей ребенка, постоянная смена деятельности поддерживает интерес детей к занятию и обеспечивает их речевую, двигательную, мыслительную активность на всем его протяжении. К каждому занятию подходим творчески, чтобы оно запомнилось детям.
Например: при проведении утренней зарядки к детям приходит в гости «колобок» или другие персонажи сказок и вместе с ребятами выполняют зарядку, тем самым вызывая большой эмоциональный подъем у детей.
На прогулке организуем с детьми следующие игры: превращение «Лисичка подслушивает», «Зайчики спрятались под кустики», ««У медведя во бору», «Самолеты», «День, ночь», «Птичий двор», «Воробьи, воробушки», «Поезд» и др.
На новый год организовали «Бал для кукол» - дети вместе с куклами бибабо танцевали вокруг елки, читали стихи, отгадывали загадки, пели песни, с удовольствием делились впечатлениями с родителями о данном занятии.
Большая работа проводится с родителями, они с удовольствием принимают участие в изготовлении игрушек и кукол к сказкам, изготовили книжки-раскладушки, малютки.
В этом году посетили представление в цирке, после чего провели конкурс рисунков «Путешествие в прекрасное»; сходили на театрализованное представление «Снежная королева». Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями об увиденном.
В течение этого времени провели беседы: «Культура поведения в зале, на концерте», «О создателях спектакля», «Знакомство с главными театральными профессиями».
Цель: активизировать познавательный интерес, знакомство с новыми словами – сцена, занавес, партер, балкон, фойе, гардероб, антракт.
Изготовление театральных кукол.
Для организации театрализованной деятельности использовали игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
Игрушки для настольного театра выполняли из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
Плоские игрушки.
В течение года изготовляли игрушки. Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам, на пластмассовые пробки с отверстиями.
Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно обойтись и без них — фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом. Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией из бумаги и ткани.
Игрушки из природных материалов.
Из природного материала: шишек, желудей, каштанов, коры, семян, косточек и др., изготовили куклы.
Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры.
Куклы из перчаток.
Совместно с родителями сделали персонажей из старых перчаток. Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть такую перчатку на руку, получится змейка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать. Изготовили игрушки можно из двух старых перчаток. У одной связать попарно узлами указательный палец со средним, безымянный — с мизинцем, отрезать у перчатки большой палец — это хвостик. Свернуть перчатку поперек пополам, упрятать в середину сложенной перчатки лишние части. Оттянуть ушки — концы среднего и безымянного пальца и сшить деталь в месте соединения ушей. Получится голова, ее нужно пришить к среднему пальцу другой перчатки. Затем пришивают хвостик — тот пальчик, который раньше был отрезан от первой перчатки, и делается это в том месте, где заканчивается кисть руки. Останется пришить глазки-пуговицы, носик-бусинку, и фигурка готова. Изменяя форму головок и хвостиков, можно смастерить любую зверушку.
Куколки на пальчик
Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.
Куклы из варежек.
Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются.
Декорации.
В течение года дети самостоятельно мастерили деревья, скамеечки, из коробок русскую печь или из нескольких разных по величине и форме коробочек сделать блоки для дворца, обклеивали их бумагой, а переднюю часть оформили аппликацией; плоские крыши для теремка, приклеили их к коробкам.
В театральных постановках настольного театра требуется частая смена декораций. Для этого нужные по пьесе декорации надо наклеить на куски картона, переплести их в своеобразную книгу. Поставьте ее позади ширмочки и, перелистывая картонные страницы, мгновенно меняйте декорации.
Правила кукловождения.
В процессе подготовки сказки проводили с детьми обучение приемам кукловождения, лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, надетой на ложку.
Учили детей работать с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т. д.). Уходить кукла должна постепенно — так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала сдвижением куклы, этюды помогут «оживить» куклу, освоить основы кукловождения.
В течение года подготовили и показали сказки «Репка», «Теремок» в ясельных группах, в проектах родителям. В период подготовки сказок к показу велась работа по развитию речи, выразительности, творчества. Прививалась любовь к искусству.