Наталья Альбицкая
Театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение- это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим и творческим. Я хочу рассказать о такой важной функции, как творческое воображение и создании условий для его развитияу детей с ЗПР через театрализованные игры.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воображение старших дошкольников с ЗПР характеризуется особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение таких детей к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный, репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения. Поэтому свою работу по развитию творческого воображения у наших детей мы начали с формирования интереса к театрализованной деятельности.
Содержание по театрализованной деятельности включает в себя:
Упражнения для развития творческого воображения детей;
Упражнения по дикции;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый
для свободного кукловождения;
Упражнения на развитие выразительной мимики;
Театральные этюды;
Подготовка и разыгрывание спектаклей;
Работу на своей группе мы начали с посещения спектаклей, цирковых представлений, кукольных постановок, а так же использовали при рассказывании сказок различные виды театра. Все это вызывало интерес у детей и желание самим участвовать в разыгрывании различных сценок из сказок.
Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие творческого воображения. Реализация этих задач обеспечивалась использованием разнообразных игровых заданий, упражнений на развитие детской пластики, игр-превращений, заданий для развития речевой интонационной выразительности. В своей работе использовали серию игр «Составим сказку», мы предлагали детям придумать другой конец к знакомым сказкам. Например, к сказке «Колобок» наши дети придумали такие варианты:
Данил Б. предположил, что Колобок намазался горчицей, и его стало невозможно съесть.
Паша Ч. сказал, что Колобок съел много каши и стал очень большой и сильный, лиса испугалась его.
Руслан Ч. : «Дождь начался, колобок стал мокрый и побежал домой греться»
Вариант, где Колобок убежал зимой, замерз, стал твёрдым, и лиса не смогла его съесть - мы использовали в постановке своего спектакля «Колобок на новый лад».
В свободное время дети с удовольствием играли в игры-превращения
Например:
1) Показать, как скачет солнечный зайчик.
2) Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
3) Мыши крадут сметану под носом у спящего кота и другие.
Через постановку театральных этюдов можно не только развивать детское воображение, но и обучать выражению различных эмоций,воспроизведению отдельных черт характера.
Например, изобразить как:
1) Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
2) Корова тщательно пережевывает первую весеннюю травку. Спокойно с наслаждением.
В ходе своей работы по формированию творческого воображения, мы столкнулись с тем, что многие дети нашей группы испытывали трудности в передаче обобщенных эмоциональных состояний образа: радости, печали, удивления, страха, гнева. Поэтому в течение года мы совместно с психологом проводили занятия по формированию эмоционального словаря. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу
ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, развивают у детей эмпатию.
На третьем этапе творческие проявления детей выражаются в режиссерских и образно-ролевых играх в трех направлениях: как продуктивное (сочинение собственного сюжета, исполнительское и оформительское творчество (создание декораций, костюмов). Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Поэтому очень важно создавать для детей с проблемами ситуацию успеха. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, своё неумение, застенчивость, робость, прикладывает усилия. Взрослый через интонацию, пластику, мимику передаёт свою веру в успех ребёнка,тем самым, побуждая его к действиям. Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы останавливаемся на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выгодского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.