Надежда Моисеенко
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые
годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Как говорил К. Д. Ушинский: «Родное слово – основа всякого
умственного развития и сокровищница всех знаний».
Способность членораздельной речи является одним из наиболее
значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон
развития личности содействует развитию языка.
Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А
потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном
расширении его социальных связей является одним из основных условий
развития его языка.
Никогда дети не говорят так много, охотно, непринужденно обо всем том,
что им ближе и дороже всего, как в своем детском обществе. При условии, что это
общество спаяно длительным знакомством и общностью интересов. И если такие
условия не создаются сами собой в жизни наших детей, нам, взрослым, вменяется
в обязанность их создать.
Словесное же общение взрослого с ребенком будет преисполнено
значения лишь тогда, когда последний видит во взрослом товарища, живущего с
ним одними интересами, друга, которого он любит, которому он доверчиво
открывает свою душу, чувства, мысли.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит
на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но
мы ушли оттуда, и назад пути нет. Но почему-то хочется вернуться в него. Как заглянуть в этот мир хоть на
мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную
планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир, невозможно
понять не только детей, но и самого себя.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим
проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания
помогает ИГРА. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое
волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит можно
творить, фантазировать, воображать.
В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра –
первая ступень трудового воспитания. Игра и труд, протекающие в коллективе,
предоставляют исключительно благоприятные условия для развития языка. Игра
развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот
говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным
средством для установления связи с окружающей средой.
неисчислимы те знания, умения, которые он приобретает в игре. Играя, он
учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Но как это сделать? Как научить ребенка играть, брать на себя роль и
действовать?
Этому поможет ТЕАТР, ведь одним из главных элементов театрального
искусства является игра. Что же включает в себя театрализованная деятельность?
1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических
процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и
др., речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать,
брать на себя роль).
2. Участие детей в театрализованной игре : разыгрывание стихов, песенок, потешек,
мини-сценок. сказок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами
театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки,
пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта : знания детей о театре, его
истории, театрах города и области, театральных профессиях и костюмах,
атрибутах, театральной технологии.
4. Изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание различных видов театров,
декораций.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка
позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство,
ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно,
естественно.
Особую важность имеют театрализованные игры, направленные на
развитие голоса, выразительной речи, на совершенствование у детей эмоций,
внимания, памяти, воображения, нравственных представлений.
Занимаясь театрализованной деятельностью можно успешно решить все
задачи речевого развития детей : обогащение словаря, формирование звуковой
культуры речи и развитие связной речи, усвоение грамматического строя речи и
ознакомление с художественной литературой.
Какие же приемы можно использовать в работе с детьми?
1. Дыхательная гимнастика и работа над голосом.
Начинать занятия следует всегда с дыхательной гимнастики в хорошо
проветренном помещении. Потому что дыхание – основа речи. дыхательная
гимнастика (речевые гимнастики) всегда должны быть полны движения – ходьба,
бег, прыжки, и. т. п. – она необходима для создания хорошего физического и
психического самочувствия. желательно в этой части занятия использовать
музыку. Следует напомнить, что в работе над голосом ребенка важна
осторожность и постепенность, нельзя спешить с расширением диапазона
(дыхание у ребенка поверхностное, резонирование грудное, по объему маленькое,
поэтому голос носит фальцетный характер, нельзя перегружать речевой аппарат
ребенка.
2. Игра. Наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит свою душу и тело.
3. Тренировка речи в движении.
Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки
речи.
4. Использование руки в формировании навыков звучания речи.
Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его
речь – управление речью осуществляется из двигательной зоны коры головного
мозга – это утверждают физиологи.
5. Использование театров в занятии.
С помощью театра мы учим ребенка искусству диалога: развитие способности
слушать, понимать, своевременно отвечать, передавать интонацию вопроса,
ответа, радости, удивления и. т. д.
6. Использование сказок, потешек, считалок, стихов в работе с детьми.
Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем
эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию.
7. Многократные повторения.
Многократные повторения упражнений в занятиях вырабатывают устойчивые
рефлексы речи. Длительные перерывы в упражнениях ведут к угасанию этих
рефлексов. Тренируя звучание детских голосов, мы постоянно возвращаемся к
старым упражнениям, давая им новый образ.
Все современные программы воспитания и обучения детей дошкольного
возраста предъявляют серьезные требования к речи педагога :
- хорошая дикция, т. е. ясное четкое произношение. Небрежности,
вялости, часто встречающимися недостаткам обыденной речи не может быть
места на занятиях, в противном случае дети просто не смогут понять смысла
беседы;
- необходимо помнить об основном эмоциональном тоне ведения
беседы. Если выбран нужный тон, то и последующее содержание воспримется
детьми лучше и образнее. - педагог на фоне выбранного тона с помощью выразительных
интонаций может воздействовать на эмоции детей. В понятие интонации входит и
темп речи, и мелодика голоса, и его динамика, и расстановка логических
ударений, и паузы и другое. Следовательно, разговор о волнующих детей темах
не может вестись тоном беспристрастного повествования. Это должен быть яркий
рассказ, произносимый с многообразными изменениями темпа речи.