Наталья Николаевна Шульгина
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных особенностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных особенностей у дошкольников
«Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». В. Сухомлинский
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных особенностей у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития.
Дошкольный возраст – важный период формирования творческих способностей детей. Поэтому одно из ведущих мест в содержании воспитательного и образовательного процесса нашего ДОУ – творчество детей является его приоритетным направлением.
Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играя любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования социально-коммуникативных навыков ребенка. И, кроме того, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру; позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка, развить его социально – коммуникативные и творческие способности.
Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности нами совместно с родителями организован центр театрализованной деятельности с учетом требований ФГОС и включает в себя:
ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», видеозаписи детских театрализованных постановок);
Наглядные пособия (видеоматериал, иллюстрации, фотографии);
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу;
Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, костюмы, шапочки, маски);
Разнообразные виды театров;
Картотеки театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, чистоговорок, игр на развитие координации движений и речи, картотека упражнений на развитие воображения, слухового внимания, релаксационные упражнения.
Условия, способствующие успешному развитию театрализованной деятельности :
Поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
Приобщение детей к театральной культуре;
Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
При проектировании предметно-развивающей среды учитываются :
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения, потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Возрастные особенности.
В своей работе использую следующие формы, методы и приемы:
Упражнения на снятие мышечного напряжения;
Беседа;
Использование различных видов театра;
Упражнения на развитие внимания, памяти;
Пальчиковая гимнастика;
Упражнения на развитие мимики, жестов;
Речевые игры;
Театрализованные игры;
Инсценировка и драматизация сказок;
Проведение спектаклей;
Взаимодействие с родителями.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. А для этого в группе имеются несколько видов театра :
пальчиковый театр;
деревянный настольный театр;
театр «Живой перчатки»;
теневой театр;
настольный театр;
пальчиковый театр;
театр на палочках;
плоскостной театр на фланелеграфе.
В результате данной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться речь, происходит обогащение словарного запаса, что способствует формированию и развитию творческих и социально – коммуникативных способностей дошкольников.