Получи документы

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада (15 фото)

Елена Вишнякова
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада.

(из опыта работы)

В существующей организации работы детского сада для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповые и индивидуальные, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Для выявления мотивации у детей на занятиях по исправлению речевых дефектов и понимания средств достижения чистой и правильной речи были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Результаты проведенного обследования показали непонимание детьми цели и средств коррекционных логопедических занятий.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» размещена в разделах

Ребенок, играя роль, должен уметь четко произносить текст, где помимо содержания разговора, важна ее просодическая сторона: тембр, темп, логическое ударение, мелодика, ритм, интенсивность, дикция. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:

- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

- развитие эстетических способностей.

Работа проводилась 2 года: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ.

1. «Театрализованная игры» - это игры, близкие к театру; развиваются по заранее подготовленному сценарию и разделяются на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры:

а) игры-драматизации включают игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность. Ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

- игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, сам действует за персонажа.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада

- игры-драматизации с куклами бибабо.

Фото №1 Театрализованная деятельность Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев кисти руки.

Фото №2 Кроме этого в коррекционной работе особенно дома представляется проблематичной организация игровой деятельности

- импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — самая сложная, но и наиболее интересная игра.

Фото №3 Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка

б) режиссёрские игры: в таких играх «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссёр», управляет «артистами».

К режиссерским играм в детском саду относится: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Настольные театрализованные игры: - настольный театр игрушек

Фото №4 Для выявления мотивации у детей на занятиях по исправлению речевых дефектов и понимания средств достижения чистой и правильной речи были составлены интервью для детей и анкета для родителей Фото №5 Результаты проведенного обследования показали непонимание детьми цели и средств коррекционных

Используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала.

Фото №6 Логопедические и речевые праздники и развлечения

- настольный театр картинок.

Фото №7 Сценарии логопедических занятий

Стендовые театрализованные игры:

- стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фото №8 Публикация Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада размещена в разделах Конспекты занятий

- фланелеграф.

Фото №9 Все конспекты Логопедические и речевые праздники и развлечения Фото №10 Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная игра которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме

- теневой театр

Фото №11 Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений Фото №12 Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов

2. «Развитие эмоциональной сферы»

Фото №13 Работа проводилась года с детьми старшей лет и подготовительной лет групп ДОУ

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.

3. «Ритмопластика»

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

Например,

Упражнения на напряжения мышц:

- Игра «Рубка дров»;

- Игра «Мыльные пузыри»;

Упражнения на расслабления мышц:

-заснуть на стуле;

-сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т. п.

Упражнения на развитие воображения:

- «Неоконченный рисунок»;

- «О чем рассказала музыка»;

- «Верёвка - «змея» (передавать друг другу веревку, представляя, что это змея);

- «Коробка с предметами» (передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это);

- «Волшебные кляксы».

4. «Работа над сказкой»

Фото №14 Ребёнок исполняя роль в качестве артиста самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности

Включает знакомство со сказкой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. Специальные занятия по работе со сказками проводились в форме работы с детьми над ролью с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя). Для успешной работы была создана предметно-пространственная среда: аудиотехника для музыкального оформления спектакля; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, с различными видами театров; элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы являлось использование декораций, костюмов, грима. игры-драматизации или как часть речевого занятия с детьми.

5. Организация уголка театрализованной деятельности.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, успешного выполнения задания. Поэтому целесообразно оборудовать в группе уголок для театрализованной деятельности, в котором можно расположить:

- различные виды театров;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т. д.

6. «Речевой праздник, театрализованное представление».

Показ детской постановки предполагает организацию и совместное сотрудничество с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы с детьми, включая различные задания и игры для подготовки к выступлению.

Нашими детьми для родителей и детей других групп были показаны сказки «Муха –Цокотуха», «Репка».

Театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества родителей и педагогов детского сада.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 15:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вишнякова (УИ 229387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД