Елена Вишнякова
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада.
(из опыта работы)
В существующей организации работы детского сада для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповые и индивидуальные, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Для выявления мотивации у детей на занятиях по исправлению речевых дефектов и понимания средств достижения чистой и правильной речи были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Результаты проведенного обследования показали непонимание детьми цели и средств коррекционных логопедических занятий.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2024
Ребенок, играя роль, должен уметь четко произносить текст, где помимо содержания разговора, важна ее просодическая сторона: тембр, темп, логическое ударение, мелодика, ритм, интенсивность, дикция. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
Работа проводилась 2 года: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ.
1. «Театрализованная игры» - это игры, близкие к театру; развиваются по заранее подготовленному сценарию и разделяются на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры:
а) игры-драматизации включают игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность. Ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
- игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, сам действует за персонажа.
- игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев кисти руки.
- импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — самая сложная, но и наиболее интересная игра.
б) режиссёрские игры: в таких играх «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссёр», управляет «артистами».
К режиссерским играм в детском саду относится: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Настольные театрализованные игры: - настольный театр игрушек
Используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала.
- настольный театр картинок.
Стендовые театрализованные игры:
- стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
- фланелеграф.
- теневой театр
2. «Развитие эмоциональной сферы»
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.
3. «Ритмопластика»
Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
Например,
Упражнения на напряжения мышц:
- Игра «Рубка дров»;
- Игра «Мыльные пузыри»;
Упражнения на расслабления мышц:
-заснуть на стуле;
-сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т. п.
Упражнения на развитие воображения:
- «Неоконченный рисунок»;
- «О чем рассказала музыка»;
- «Верёвка - «змея» (передавать друг другу веревку, представляя, что это змея);
- «Коробка с предметами» (передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это);
- «Волшебные кляксы».
4. «Работа над сказкой»
Включает знакомство со сказкой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. Специальные занятия по работе со сказками проводились в форме работы с детьми над ролью с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя). Для успешной работы была создана предметно-пространственная среда: аудиотехника для музыкального оформления спектакля; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, с различными видами театров; элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы являлось использование декораций, костюмов, грима. игры-драматизации или как часть речевого занятия с детьми.
5. Организация уголка театрализованной деятельности.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, успешного выполнения задания. Поэтому целесообразно оборудовать в группе уголок для театрализованной деятельности, в котором можно расположить:
- различные виды театров;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т. д.
6. «Речевой праздник, театрализованное представление».
Показ детской постановки предполагает организацию и совместное сотрудничество с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы с детьми, включая различные задания и игры для подготовки к выступлению.
Нашими детьми для родителей и детей других групп были показаны сказки «Муха –Цокотуха», «Репка».
Театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества родителей и педагогов детского сада.