Иванова Ираида Григорьевна
Театрализованная деятельность как метод преодоления дезадаптации детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми.
Публикация «Театрализованная деятельность как метод преодоления дезадаптации детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В театрально-игровой деятельности происходит и интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно. Так, А. Н. Грабаров отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.
Я считаю, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, культуре поведения, счету. Поэтому у нас в детском саду широко используются постановка, инсценировка рассказов, песен, сказок, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика, жест и др.
Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Здесь дети – артисты. Познакомившись со сценарием и распределив все роли, они показывают спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействовать друг с другом.
Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность. Особенно большие возможности в решении этих задач дает теневой театр, когда дети действуют за ширмой.
Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые краски и звучание.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствуют:
1. тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, воспитателей) и родителей;
2. организация предметно-развивающей среды – различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски, грим, декорации и пр.);
3. сценарии, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, фонотека (шумы и пр.);
4. природный, бросовый материал и пр. для изготовления костюмов, декораций.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.
Фотоотчет проведения театрализованной деятельности в средней группе по сказке "Муха-цокотуха"
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар: "Приходите тараканы я вас чаем угощу. "
Приходила к мухе бабушка пчела, мухе-цокотухе меду принесла
Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки
Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
"Где убийца, где злодей? "
"Я тебя освободил, и теперь душа -девица на тебе хочу жениться!"
Дети средней группы "Солнышко" и их педагоги