Екатерина Прокопенко
Театрализация русского обрядового праздника «Лельник»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98»
План-конспект театрализации русского обрядового праздника «Лельник» для детей
подготовительной к школе группы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Леля»
для родителей и детей.
Прокопенко Е. А. воспитатель 1 к. к.
Воронеж 2016
Цель:
Публикация «Театрализация русского обрядового праздника „Лельник“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2016
Формирование представлений детей о народных традициях, обрядах и русском фольклоре. Пробудить интерес родителей и детей к русской истории, культуре и традициям через ознакомление с русской куклой-оберегом.
Основные задачи.
Образовательные задачи:
- дать детям первоначальные знания о народных традициях в целях приобщения детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества;
- закрепить знания детей о русском фольклоре на примере песен, хороводов, закличек, игр;
- дополнить знания детей о жанрах народного фольклора (заклички, песни, обряды, хороводы, считалки) ;
- закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.
- Научить делать традиционную русскую куклу-оберег «Лелю» (совместно с родителями).
Развивающие задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Народные традиции. Весенние народные праздники»;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству;
- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;
- формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;
- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;
- формировать положительные черты личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, восприятие фольклора, музыкальная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Словарная работа: закличка, величать, богиня, коромысел, покровительница, чашоба, батог, благословение, соха, борона, лычки, берёсточко.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций праздника «Лельник», тематические беседы, разучивание стихов, закличек, народных игр, песен, хороводов.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, искусственные цветы, скамейка, рушник, каравай, молоко, сметана, сыр, масло, яйца - писанки, венки, заготовки для изготовления куклы-Лели (клочки ткани, нитки, пряжа).
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Девочки выходят под русскую народную песню «Девка по саду ходила» и останавливаются полукругом.
Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник вешний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать, весну закликать.
Цветы вешние в венки заплетать,
Хоровод водить, Лелю величать!
Дочь Лады – Леля-молодица!
В миг пробуждения земли
Явись, чтобы на свет родиться
Ростки весенние смогли!
На праздник девичий апреля,
На хороводы под луной —
Мы ждем тебя сегодня, Леля —
Богиня юности земной!
Девочки водят хоровод и поют русскую народную песню «Пошла млада за водой».
На скамейку сажают «Лелю», 2 девочки надевают ей венок, справа от неё кладут каравай хлеба, молоко, сыр, а слева - сметану, масло, яйца-писанки, ставят цветы.
Девочки берут венки и садятся полукругом возле «Лели». «Плетут венки», переговариваются.
«Леля» : Я – Леля. Юная богиня Весны. Праздник мой называют Лельник или Красная горка. Наступает он 21 апреля и считается девичьим праздником.
1-я девочка: Богиня Леля была покровительницей малых детей. Именно поэтому деток называют «ляля». А ещё слово «лелеять», то есть любить, оберегать. И слово «люлька» - колыбелька для младенца.
2-я девочка: А чтобы богиня Леля оберегала всех девочек и помогла в зарождении хорошего урожая, принято было подносить ей дары. Это были: каравай, сметана, сыр, молоко, масло и яйца.
3-я девочка: Лельник проводили на природе – выбирали открытое место в лесу или холм - Красную горку. Рано утром здесь встречали восход солнца. Издали можно было видеть, как девушки в нарядных сарафанах водят хоровод. Поэтому ещё этот праздник называли Чащобные хороводы.
Девочки встают, кланяются «Лели», она отвечает, затем кланяются друг другу и надевают венки. (звучит музыка)
Хоровод «Ой, лю-ли».
«Лелю» сажают на скамью. Девочки садятся полукругом.
4-я девочка: Да, ещё в те стародавние времена яйца уже красили и
расписывали. Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенних обрядах : выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом». Яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному зерном. При первом выгоне скота на Юрьев день с яйцами обходили стадо и дарили их пастуху.
5-я девочка: Мужчинам на Лельник полагалось чествовать женщин и делать им подношения из цветов. Считалось, жизненная сила цветов переходила от растения к женщине и дарила её свою нежность и красоту. Именно оттуда пошла традиция - дарить цветы.
С головы скорей венок сними,
Реченьке глубокой подари!
Ты неси, речушка, мой венок,
Чтоб достать никто его не смог!
Девочки встают, снимают венки и кладут их у стены. Становятся полукругом. (звучит музыка)
6-я девочка: На этом празднике не только пели и водили хороводы, но ещё и весну закликали и в весёлые игры играли.
Заклички:
Ай, апрель, апрель, апрель,
Зерно сеем целый день!
Свети, солнышко, нам с неба,
Чтобы больше было хлеба;
Чтоб детишкам для потехи -
В лесу выросли орехи,
Чтоб снопы были толсты,
Чтобы лен пошел в холсты;
Зелен хмель лез на батг,
Чтоб в полушку был горох!
Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне
Весну красную,
лето теплое,
С сохой,
с бороной
И с кобылой вороной,
С жеребеночком - Вороненочком!
Жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корму нету!
Солнышко, покажись,
Красное снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Тёплое летичко,
Грибы в берёсточко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка!
Помоги нам Леля,
На холме взыграть,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать,
Пусть вернется
Летнее тепло,
Будет в доме
Радость и добро!
Леля: Девочки-голубушки, а давайте играть.
Девочки: Давайте.
Леля: Поиграем в «Зарю-заряницу»?
Девочки: Да, согласны.
Леля: А чтоб выбрать водящего - посчитаемся:
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лопаточки плела-
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт.
Игра «Заря-заряница».
Водящий стоит в кругу играющих и держит в руках голубую ленту, остальные берутся за руки и начинают ходить вокруг водящего с песней:
Заря-Зареница – Красная девица
по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые.
Хоровод останавливается, водящий становится между двух играющих.
Все говорят: Раз, два – не воронь, беги, как огонь!
2 игрока, стоящие рядом с водяшим бегут в разные стороны, вокруг играющих. Кто первый схватит ленту, тот становится в круг, он будет водить.
7-я девочка: Ох, что-то я, уморилась. Давайте отдохнём. Ещё знаю, что на Руси в этот праздник мамы делали обереги для своих дочек. Девочки им в этом помогали. Для этого символ Лели вышивали на одежде или делали куклу- Лелю.
Воспитатель:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!
По земле ходить и здорову быть!
Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега для родителей и детей.
Воспитатель:
Уважаемые Мамы и гости нашего праздника, предлагаем вам поучаствовать в создании куклы-оберега «Леля».
Изготовление куклы детьми и родителями.
Демонстрация этапов на экране под музыку.