Жохова Юлия
Развитие математических способностей, логического мышления у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности
ТЕАТР И ЛОГИКА!
Развитие математических способностей, логического мышления у детей дошкольного возраста, через использование театральной деятельности.
Публикация «Развитие математических способностей, логического мышления у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст особенный – это время кардинальных перемен в поведении и психике ребенка, время раскрытия его способностей и время, когда закладывается основа будущих успехов и достижений. В этот период важно развивать у детей не только представления об окружающем мире, но и умение самостоятельно познавать его: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия, то есть развивать у детей умение логически мыслить. Воспитатели находятся в постоянном поиске новых и интересных способов обучения, чтобы превратить процесс развития логического мышления из скучного и однообразного в увлекательную игру, которая понравится и детям, и взрослым.
Поскольку художественно-эстетическое развитие воспитанников - приоритетное направление в деятельности МДОУ детского сада п. Каменники и в учреждении созданы полноценные условия для театрализованной деятельности, мы решили использовать технологии театральной педагогики для развития математических способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста, а также применить данные приемы в развитии и совершенствовании профессиональных компетентностей педагогов в этой области. Осенью этого года творческая группа разработал проект «ТЕАТР И ЛОГИКА!».
Работу по реализации проекта было решено проводить по нескольким направлениям. Для этого выделили три «подпроекта» :
Помочь воспитателям добиться результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии учета реальных возможностей каждого члена педагогического коллектива. На основе изучения и анализа профессионального уровня педагогов МДОУ детского сада п. Каменники было отмечено следующее: в 2020 году коллектив значительно обновился и имеет тенденцию к «омоложению»; на момент начала реализации проекта доля педагогов, имеющих первую квалификационную категорию составляет 61%, в основном это воспитатели, имеющие стаж работы более 15 лет; 47% педагогов имеют стаж работы по специальности менее 10 лет, 4 чел. из них работают в ДОУ менее 3 лет. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов выявил, что в образовательном процессе воспитатели чаще всего используют традиционные методы и формы работы с детьми, не все достаточно хорошо ориентируются в современных технологиях, молодые специалисты имеют некоторый дефицит в знаниях и практических навыках (в мотивации образовательной деятельности, в умении принимать решение в различных педагогических ситуациях, в организации детского коллектива, в использовании вербальных и невербальных средств при налаживании взаимодействия как с воспитанниками, так и с родителями и др.). Исходя из этого был разработан проект «ТВОРЧЕСТВО-АКТИВНОСТЬ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», целью которого стало развитие и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов, с помощью методов, приемов и форм театральной педагогики, а также обучение молодых специалистов этим методам и приёмам, которые впоследствии они могли бы использовать в своей работе. В рамках его реализации с педагогами было проведено анкетирование с целью выявления затруднений в работе, консультации «Театральная педагогика и ее методы», «Устройство и содержание театральных уголков», «Развитие математических способностей у дошкольников», семинар-практикум «Риторика для воспитателей».
Второй «подпроект» - «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР». В рамках данного проекта молодой педагог, работающий в паре со своим опытным наставником, апробирует применение методов и приемов театральной педагогики. Во время занятий педагоги используют театрализованную игру как прием для мотивации детей. Во время образовательной деятельности по ФЭМП вводятся сказочные персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки, стимулируют детей к учебной деятельности. Значительно изменилась и развивающая среда группы : появились различные виды театра : театр геометрических фигур, пальчиковый театр «Цифры – малышки», макет «Королевство цифр» и театральные атрибуты к нему, в математический центр внесены элементы театральной педагогики, новые игры и пособия – «Флексагон» (Флексагон — это многоугольник, сложенный из бумаги таким образом, чтобы его можно выворачивать, обнажая при этом три разные поверхности, «Велькрошка» (развивающий конструктор из разноцветных полосок с липучками, «Пазлы – Цифры», «Найди пару», «Учимся считать», «Посчитай и поставь цифру», «Продолжи ряд», «Логические цепочки» и др. Педагоги создают картотеки сказочных математических задач и театрализованных игр для старшего возраста. О результативности пока говорить рано, но по наблюдениям педагогов у детей старшей группы появился интерес к занятиям математикой. Использование приемов театральной педагогики позволяет воспитателям закреплять у детей элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
Третий «подпроект» - «ТЕАТР ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» разработан для подготовительной группы. Реализуют проект два опытных воспитателя, один из которых много лет является руководителем нашей театральной студии «Теремок».
«Театр логических задач»
Дошкольное детство – это период формирования всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях дает ему возможность достичь больших высот в своем развитии.
Развитие мышления дошкольников тесно связано с развитием речи и проходит несколько этапов:
Все виды мышления взаимосвязаны и от уровня развития каждого из них зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала и успеваемость в принципе.
Вот почему задача развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной.
Результаты педагогической диагностики, проведенной в начале этого учебного года, показали, что, к сожалению, не все дети нашей группы справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Поиск решения данной проблемы начали
• с мониторинга предпочитаемой деятельности детей в группе (то, чем любят заниматься,
• оценки собственных профессиональных компетентностей (то, чем мы профессионально владеем и что умело используем в работе,
• анализа развивающей среды группы и РППС всего детского сада,
• поиска путей внедрения новых, эффективных методов обучения и развития детей.
Мы имеем большой опыт использования театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей дошкольников. За время работы смогли оценить тот большой потенциал, который скрывает в себе театральная педагогика для образовательного процесса в детском саду и решили попробовать применить театрализацию для развития логического мышления старших дошкольников. Итогом стал проект «Театр логических задач», разработанный творческой группой педагогов нашего детского сада.
Одной из основных задач, которая стояла перед нами на начальном этапе была мотивация детей к деятельности и погружение их в тему проекта. Для этого сочинили и разыграли сказку про страну Знаний, придумали образы героев Логиков, которые в ней живут. Девочка Идея, мальчик Размышлялкин и их старший друг Результат раскрывают в этой сказке нерадивому ученику секрет решения логических задач. Сказка понравилась детям, мы решили сшить кукол Логиков и теперь эти сказочные герои живут в нашей группе.
Развитие логического мышления невозможно без специально организованного обучения, поэтому один раз в неделю во второй половине дня мы организовали групповые занимательные занятия. Обучение на таких занятиях проходит через игру и способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное - заразить ребенка игровой деятельностью, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя можно многому научиться. Помогает нам в этом сочетание наглядных и словесных методов развития логического мышления с практическим и игровым методами театральной педагогики.
Формы и методы проведения занятий самые разнообразные и главное условие в их выборе - чёткое осознание развивающей цели занимательной деятельности, готовность к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач. Мы тем или иным способом задаём проблемную ситуацию и вместе с детьми открываем способ её разрешения. Чтобы найти выход из проблемной ситуации ребёнку нужно преобразить свой прошлый опыт, найти новые пути его использования или «открыть» для себя новые знания. Используя театрализованные игры для эмоционального раскрепощения и снятия зажатости, побуждаем каждого ребёнка к поиску ответа, ни одно высказывание детей не оставляем без внимания. Важно, чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения, а также от того, что решил задачу путем практических проб.
Варианты построения занятий самые разнообразные. Большинство занятий проходят в достаточно свободной форме. Расположение детей в течении одного занятия меняется несколько раз. Такая организация занятий детей дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах. Всё это требует от нас, воспитателей, не только владения знаниями, но и умения импровизировать, вызывать в себе и детях состояние творческого поиска и вдохновения, реагировать на непредвиденные ситуации.
Занимаясь театрализованной деятельностью мы создали картотеки театрализованных игр, загадок, потешек, сказок, артикуляционной гимнастики, скороговорок для развития дикции, упражнений на развитие средств выразительности (интонация, мимика. пантомима, игровых этюдов репродуктивного и импровизационного характера и др.