Татьяна Ридель
Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье
через развитие его музыкальности».
«Добрая сказка — родительский дом…
Синие звёзды горят над прудом.
Серый зайчонок, встречая весну,
В тёмном лесу сторожит тишину…
Ты эти песни счастливые пела,
Ты навсегда моё сердце согрела,
Милая мама, милая мама,
Милая мама» …
(Н. Добронравов "Добрая сказка")
Публикация «Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Зачем ребёнку музыка? Стоит ли столько времени и сил тратить на обучение музыке? Куда полезнее, как считают некоторые родители, заняться спортом, выучить иностранный язык, посидеть возле компьютера, - ведь занятия, посвящённые музыке, по их мнению, так мало дают ребёнку для жизни.
Но ведь если лишить человека эмоций, то он превратится в робота! Он перестанет мечтать, любить, надеяться и верить!
Американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны.
Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
Формирование личности ребёнка происходит в атмосфере жизни семьи с её укладом, взаимоотношениями и системой ценностей. Семья обеспечивает ребёнку необходимую поддержку, выполняя эмоциональную и рекреативную функции.
У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он чувствует добро и зло, фальшь и искренность. И свои первые шаги в мире искусства ребёнок делает в семье.
Важнейшим средством развития эмоциональной сферы ребёнка в семье является музыка, так как именно музыка говорит с нами на языке эмоций, языке чувств. Музыка является той золотой нитью, которая соединяет ребёнка с миром взрослых и детей.
Музыка - один из важнейших компонентов развивающей среды, которая, окружая ребёнка с раннего детства, формирует его личностные качества.
Семья является первой и важной ступенью для вхождения маленького человека в мир звуков, эмоций, в мир музыки.
Естественность и непринуждённость знакомой обстановки, совместное слушание музыки, пение песни, кружение в танце, взявшись за руки, и та особая атмосфера радостного взаимопонимания, которая создаётся во время занятий вместе с любимым, дорогим человеком – всё это определяет большие возможности для развития эмоциональной сферы, приобщения ребёнка к музыке, развития его музыкальных задатков.
Иногда родители считают, что музыкальные способности их ребёнка могут развиться сами собой, без вмешательства с их стороны. Такое мнение является ошибочным, так как без специального развития задатки музыкальности гаснут, а с ними происходит потеря интереса к музыке.
Музыкальные задатки могут перерасти в музыкальные способности только в совместной деятельности ребёнка с взрослыми, через эмоциональное общение, когда происходит формирование духовного мира ребёнка.
С чего начать музыкальное воспитание ребёнка в семье?
С самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанной музыке, ходить на концерты, устраивать семейные концерты.
Очень полезно обучение на общедоступных инструментах, пение в хоре. Ведь музыкальный слух, каким бы плохим он не был, поддаётся развитию.
Абсолютно немузыкальных детей практически не существует. Нет ребёнка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из любимых сказок и мультфильмов, не узнавал бы любимый мотив. Полюбить музыку, проявить свою музыкальность, может каждый ребёнок.
Музыкальность – это целый комплекс способностей, какие – то из них обязательно присутствуют у Вашего ребёнка.
Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом.
Другие - ритмично «произносят» песню, обладая прекрасным ощущением ритма, но спеть ничего не могут. И всё же: и те, и другие обладают признаками МУЗЫКАЛЬНОСТИ!
И всё же родители смогут помочь развитию музыкальных задатков у своего ребёнка!
Известный пианист и педагог Генрих Нейгауз сказал о роли родителей в музыкальном воспитании детей : «Хорошие родители важнее хороших педагогов».
Музыкальность развивается тем быстрее, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребёнка каким-либо видам музыкальной деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для начала воспитания музыкальности и эмоциональной сферы ребёнка, так как в этом возрасте ребёнок наиболее восприимчив и впечатлителен.
Женский голос по своей тесситуре очень близок к голосу ребёнка. Пение любимой мамы очень важно для ребёнка : это и подсказка, и стимул к подражанию, и любовь, и нежность.
Но каким образом слушание и восприятие музыки можно сделать активным процессом для самого ребёнка, и как конкретно, через развитие музыкальности может происходить воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье?
Любая педагогическая деятельность должна основываться, прежде всего, на детской радости. Только в жизнерадостной атмосфере создаётся ситуация, способствующая развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей ребёнка.
Восприятие ребёнка отличается своей цельностью и непосредственностью.
Он естественно и просто может устанавливать внутреннюю взаимосвязь между рождающимися образами, представлениями и своими действиями.
Доступными и интересными для ребёнка способами должно строиться воспитание его эмоциональной сферы : активное восприятие музыки как живого искусства через движение, звуки и слова.
Взрослые в семье должны опираться на то, чем маленький ребёнок уже располагает, т. е. через движения самого малыша дать ему возможность освоить ритмический рисунок звучащей мелодии.
Освоение звуковой стороны родного языка и интонационной выразительности родной речи
в тесной связи с развитием музыкальных впечатлений соединяется в единое целое, направленное
на развитие эмоций, проявление чувств, познание ребёнком окружающего мира во всём его разнообразии.
Важнейшим компонентом, от которого напрямую зависит раннее и успешное музыкальное развитие каждого ребёнка, является ПЕНИЕ.
Давно уже доказана прямая зависимость между звуковысотной чувствительностью человека и способностью его к точной вокализации заданной мелодии.
В условиях семьи у взрослого появляется прекрасная возможность управлять формированием такой способности, как ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ, который проявляется у ребёнка довольно рано.
Очень важно не упустить этот чувствительный к определённому влиянию период в развитии малыша, так как именно в этот период развития происходит самое активное формирование различных способностей ребёнка.
Опираясь на собственную практику и наблюдения, можно утверждать, что ребёнка можно
и необходимо учить интонировать, то есть, пропевая собственным голосом, прислушиваясь, «эхом отражать» слышимые звуки.
Человеческий голос, считает Золтан Кодай, знаменитый венгерский композитор и педагог, - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Но как конкретно развивать у ребёнка способность к восприятию
и воспроизведению услышанной музыки?
1. Научить ребёнка сначала петь обязательно тихо, прислушиваясь к голосу поющего взрослого или инструменту, на котором исполняется мелодия.
2. Учить ребёнка воспроизводить голосом мелодию песни (без слов, подпевать взрослому.
3. Учить ребёнка «озвучивать» картинки в любой детской книжке.
4. «Разговор Птички мамы и маленьких птенчиков», «Лесенки- ступеньки», «Кричу в лесу «АУ!»
5. Учить ребёнка внимательно слушать сказку, рассказанную взрослым, в сопровождении звуков инструмента (фортепиано, баяна, колокольчиков, губной гармошки и т. д.) : Затем предложить ребёнку изображать и озвучивать персонажей сказки с особенностями их повадок, характеров, мимики, тембров голосов.
6. Всячески стимулировать инициативу и самостоятельность самого ребёнка : позволять играть, напевать, двигаться и придумывать свои танцы под звучащую музыку, изображать героев музыкальной сказки. Хвалить его за творческие "придумки".
7. Когда ребёнок рисует, занимается лепкой, рассматривает картинки, хорошо,
если звучащим фоном будет звучать хорошая классическая музыка (радио – КЛАССИК- 100, 9 ФМ).
Музыка, пение, ролевые игры должны быть на важном месте в условиях
специально организованной коррекционной работы в семье.
Именно музыка делает жизнь ребёнка более яркой,
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством коррекции и релаксаци
Главное – не упустить время и имеющиеся возможности, предоставляемые Музыкой человеку.
Ведь Музыка для вашего малыша начинается в Вашей семье.
«Добрую сказку в душе сберегу…
В небе я синие звёзды зажгу,
Сонных волшебников я разбужу,
Серых зайчат я в лесу разыщу.
Встану под вечер над полем притихшим,
Снова твой ласковый голос услышу.
Милая мама, милая мама,
Милая мама»
(Н. Добронравов «Добрая сказка»).
Публикация. Татьяна Ридель " Развитие эмоциональной сферы ребёнка в семье через развитие его музыкальности //сборник материалов научно-практической секции посвящённой ХVI Международных Рождественских Образовательных чтений М., 2008 реценз. проф. Е. А. Стребелева, лаб. воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии ГНУ» Институт коррекционной педагогики»РАН - с. 67-71. тираж 300 экз.