Лариса Баянкина
Роль материнского фольклора в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Л. П. Баянкина, учитель алтайского языка
МБОУ «Теньгинская СОШ»
Россия, Республика Алтай, с. Теньга
bayanckina.larisa@yandex.ru
Аннотация. В статье проанализирована роль материнского фольклора в воспитательном
процессе, раскрыта роль школы в сохранении и передаче культурного наследия алтайского народа.
74
Ключевые слова: родной язык, алтайская традиционная культура, колыбельные песни,
Публикация «Роль материнского фольклора в воспитании детей» размещена в разделах
потешки, материнское благословение.
THE ROLE OF MOTHER FOLKLORE IN RAISING CHILDREN
L.P. Baiankina, Altai language teacher
Tenga General Education School
Tenga, Altai Republic, Russia
bayanckina.larisa@yandex.ru
Abstract. The work analyzes the role of folklore presented by mothers in upbringing of children. The
author shows the role of school in keeping and passing Altai cultural heritage on to the younger generation.
Key words : mother tongue, Altai traditional culture, lullabies, nursery rhymes, mother’s blessing.
Материнский фольклор представляет собой важное явление в традиционном поэтическом
словесном творчестве. Исторически материнский фольклор можно считать прообразом детской
литературы, развивающих игр, укрепляющего массажа и гимнастики, направленных на физическое,
эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Практическая польза использования материнского фольклора в воспитательном процессе
зачастую недооценивается, а она очень велика. Это нить, связующая поколения, это пробуждение национального самосознания, выработка национального образца. Использование традиционных жанров материнского фольклора способствует развитию речи, пополнению словарного запаса богатой, меткой лексикой. Развитие поэтической образности и творческого мышления, умение выделять общие и частные свойства предметов естественно происходит при знакомстве с загадками, пословицами, образным строем фольклора. Напевный речитатив многих жанров материнского фольклора, мелодическая основа колыбельных песен позволяет развить музыкальные способности, чувство ритма, умение красиво двигаться. Красота поэтических сравнений, метафоричность фольклора, частое употребление олицетворений, параллелизмов, синонимических рядов развивает чувство прекрасного, учит понимать чувства других людей и правильно выражать свои мысли.
Традиционный фольклор ненавязчиво знакомит детей с основными нормами морали, с правильными
отношениями между людьми, с истинами жизни, что способствует воспитанию душевной теплоты,
чуткости. Дитя, окруженное с первых дней жизни лаской, заботой, певучими нежными словами,
вырастает психологически более устойчивым и научается любить.
Но самое важное, пожалуй, это то, что материнский фольклор дает возможность проявить свою
любовь к ребенку, донести до ребенка, что он любим, желанен, нужен.
В алтайской традиционной культуре очень большое внимание уделяется первым месяцам
жизни младенца. Чтобы ребёнок ощутил радостное соприкосновение с окружающей жизнью, мама
постоянно проводит процедуру «таптап эркеледер» – поглаживание с ласковым приговором.
Эркеледер сстр – пестушки (от пестовать – нянчить, растить, воспитывать, носить на руках) –
краткие ритмичные приговоры, помогавшие мамам ухаживать за ребенком в первые месяцы жизни.
Например, всем известные «Потягунюшки» во время важного, рубежного этапа перехода от сна к
бодрствованию. Нежное поглаживание, стимулирующее потягивание ребенка, ласковый взгляд и
интонация, безраздельное внимание матери – все присутствует в этой коротенькой пестушке.
Движения, которыми сопровождаются материнские слова : поглаживания, разведение и складывание
ручек, закидывание ручек на головку, движения кистей и стоп и т. д. – это и проявление безусловной
любви, и, как отмечают врачи-педиатры, элементы необходимой ребенку простейшей гимнастики и
массажа.
Опираясь на идеи известных педагогов и психологов, можно выделить четыре главных способа
проявления безусловной любви, пополнения «эмоционального резервуара» : контакт глаза в глаза
(смотреть на ребенка с любовью, ласковое прикосновение (физический контакт, безраздельное
внимание, когда взрослый какое-то время полностью отдает свое внимание ребенку и дисциплине
(четкое определение желательного и нежелательного поведения, устойчивые принципы правильных
действий).
Кажется, очень просто. Но на практике оказывается, что мы не умеем этого делать. Чаще всего
мы смотрим в глаза ребенку, когда он шалит и его нужно призвать к порядку. Естественно, взгляд
наш в этот момент никак не выражает любви. А ребенок ведет себя все хуже, нам приходится его
75
шлепать или применять другие виды физического контакта, но отнюдь не ласкового. Безраздельное
внимание нашему чаду бывает обеспечено, когда нас вызывают к директору школы. Понятие
дисциплины размыто, сегодня запрещено одно, завтра другое, а то, что было запрещено, оставляется
без внимания. Нужно четко уяснить: если человек не получает достаточно «сигналов»
положительных, он пытается привлечь внимание и пополнить свой эмоциональный резервуар другим
способом: это и вызывающее поведение, и вредные привычки, и уличные компании, и даже
бесконечные болезни зачастую вызваны недостатком проявлений любви.
Рассмотрим с точки зрения проявления безусловной любви некоторые жанры материнского
фольклора.
Колыбельные песни – первые музыкальные впечатления раннего детства, младенчества.
Простой ритм и несложная, повторяющаяся мелодия учат ребенка различать тональность,
интонационный рисунок и звуковой строй родного языка; развивают чувство ритма, слух,
музыкальные способности. Подрастающий ребенок овладевает словесными формулами, учится
ласковым оборотам речи, приобретает «чувство языка». (слайд 2) Мы видим традиционное для
народных колыбельных песен использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, повторение
ласковых обращений, синонимический ряд с градацией признака «крошечности».
Колыбельные почти исчезли из нашего обихода, а ведь детям эти нехитрые песенки
необходимы. Особенно современным детям, живущим в постоянно меняющемся, неустойчивом
мире. Ребенок нуждается в чем-то неизменном, надежном, знакомом. Это дает им уверенность в
устойчивости мира, чувство безопасности. Поэтому дети любят, чтобы им читали много раз одно и то
же, им нужны привычные ритуалы укладывания спать, кормления, повторяющиеся словесные
формулы и т. д. И именно поэтому детям необходимы колыбельные, успокаивающие, помогающие
перейти от бодрствования ко сну, с многократными ласковыми обращениями, дающие уверенность в
том, что мир надежен, что дитя любимо, желанно. Это ласковый телесный и зрительный контакт
(часто ребенка держат на руках во время пения колыбельной или поглаживают и т. п., безраздельное
внимание любящего взрослого, причем в очень важный для ребенка момент засыпания. Это и первое
знакомство с моральными нормами, с реалиями жизни.
В традиционной культуре значительно влияние потешек (соотомолдор).
Соотомолдор – это песенки-приговоры, сопровождающие игру с пальцами, ножками и ручками
ребенка. Каждому значимому этапу развития умений ребенка соответствуют свои потешки. Когда
ребенок начинает понимать многие слова, потешки в игровой форме наставляют его, приучают к
дисциплине, знакомят с основными моральными нормами. (слайд 3) Необходимо заметить, что
дисциплина, то есть четко очерченное пространство «хорошо-плохо», «можно-нельзя» является
четвертым элементом выражения безусловной любви. Потешки включают в себя не только
необходимые составляющие проявления безусловной любви (телесный и зрительный ласковый
контакт, сопровождающийся певучими нежными словами, безраздельное внимание взрослого и
первые поведенческие границы, но и легкий массаж, знакомство с «географией» тела и укрепление
вестибулярного аппарата.
Материнский фольклор не ограничивается только этими жанрами, не заканчивается в раннем
детстве. Ребёнок развивается, познаёт окружающий мир. Материнский фольклор сопровождает
человека на протяжении всей жизни.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых
потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к
ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия,
народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной
чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в
него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба
и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни
было. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие
человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках
внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и
насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего
мира, воспитывают интерес к нему.
В младшем школьном возрасте формируется учебная деятельность, которая является для
ребёнка ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному
76
способу усвоения человеческого опыта. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает
глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. Младшие
школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства,
начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна
эмоциональная впечатлительность и отзывчивость. В этом возрасте сказки являются одним из
действенных средств в эстетическом и нравственном воспитании детей. Сказка, рассказанная
взрослым, в эстетическом отношении всегда более богата, чем та же сказка, рассказанная самими
детьми. Если у детей заметен преимущественный интерес к сюжетной фабуле, то у взрослых – к
художественным деталям, создающим ту поэтичность и плавность изложения, которые всегда
завораживают и пленяют в народной сказке.
Средний школьный возраст – это переходный этап от детства к юности – самый благоприятный
для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину и следствие. В этом возрасте важное значение
приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда
аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками
его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поучительные слова,
пословицы и поговорки из уст взрослого в этом возрасте являются неотъемлемой частью воспитания.
На формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных
идеалов направлены содержания народных легенд о народных героях, о происхождении сков.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность.
Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего
внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость
собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в
целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. Характерной чертой
нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.
Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность,
настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Материнские алкыши связаны
со всеми периодами жизни человека и со всеми событиями, которые происходят в его жизни. Это и
благословение, и добропожелание, заклинание, моление, славословие.
Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским
фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от
взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения
и передачи культурного наследия во всей его полноте, заботиться о том, чтобы материал, который в
это время вливается душу юности, был хорошего качества.
Библиографический список:
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г. Н. Волков. – М. : «Издательский центр» Академия,
2000. – 176 с.