Лейсан Макарова
Конспект занятия для старших и подготовительных групп «Татарстан — моя Республика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старших и подготовительных групп на тему : «Татарстан – моя Республика».
Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.
Задачи:
•Воспитать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ;
•Дать детям представление, что такое Родина, родной край;
Публикация «Конспект занятия для старших и подготовительных групп „Татарстан — моя Республика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
•Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан;
•Рассказать о природных богатствах родного края;
•Закрепить знание детей о столице Казани;
•Познакомить с достопримечательностями и историческими памятниками Казани.
•Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.
•Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
Словарная работа: президент, герб, гимн, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзол, фартук.
Обогащать и активизировать словарь: флаги, древко, герб.
Предшествующая работа: Дать общее представление о татарской республике, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, о его городах.
Оборудование: проэктор, презентация, аудиозаписи, куклы мальчика и девочки в татарских национальных костюмах.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
-Здравствуйте ребята.
Послушайте мелодию и скажите что это за мелодия?
(Звучит гимн Республики Татарстан)
(Ответы детей)
-Как вы думаете для чего прозвучал гимн? О чём мы сегодня будем говорить?
(О нашей республике)
-Правильно, наше занятие сегодня посвящено нашей республике. Так как 30 августа мы с вами из года в год отмечаем день республики Татарстан.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?
(Ответы детей)
Воспитатель: Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас.
Воспитатель читает стихотворение:
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом и душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом!
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.
А как называется наша Республика?
Дети: Татарстан.
Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый главный человек в нашей Республике?
Дети: Наш президент.
Воспитатель: Как зовут нашего президента?
Дети: Минниханов Рустам Нургалиевич (слайд 2)
Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен прежде всего делать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Президент отвечает за то чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.
Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики. (слайд 3)
Дети: Город Казань.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку, на которой изображена наша столица.
Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это? (слайд 4)
Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте рассмотрим и скажем из каких частей состоит наш флаг? Какие цвета мы видим на полотнище?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Воспитатель: А что вы видите на гербе нашей республики, посмотрите внимательно и скажите мне.
(Ответы детей)
Воспитатель: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.
Воспитатель: Наша Республика у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?
Дети: На карте. (слайд 5)
Воспитатель: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята,вы не думаете что территория нашей республики похожа на бегущего коня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – это густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.
Воспитатель: Какие города Татарстана вы знаете?
Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.
Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики?
Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, свеклу. (слайд 6)
Молодцы, ребятки, да, Татарстан – это земледельческий край.
Воспитатель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике, а вы знаете люди каких национальностей живут в Татарстане?
(Ответы детей)
Воспитатель: В нашей республике живут много разных национальностей. Это татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, башкиры и т. д. (слайд 7)
Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.
Воспитатель показывает детям куклу в татарском национальном костюме.
Воспитатель: Как вы думаете, кто она по национальности? Почему вы так думаете?
Дети: татарка.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с куклой на татарском языке.
Дети: Ис нмесез!
Воспитатель: Ребята, а каким бы татарским именем вы хотели назвать эту куклу?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте назовём нашу куклу – Алсу. Давайте мы рассмотрим костюм нашей Алсу. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Ильнуром. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте рассмотрим из каких элементов состоит их одежда.
Дети: У Алсу костюм состоит из платья, фартука, головного убора калфак. У Ильнура из рубашки, брюк, безрукавки и головного убора тюбетейки. На ногах у них сапожки-читек.
Воспитатель: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?
Дети: Узором, орнаментом.
Воспитатель: Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.
Дети: цветы, листья.
Воспитатель: Да ребята, вы совершенно правы. На костюмах татарского народа в основном преобладал растительный орнамент –это- тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.
3. Практическая работа.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские костюмы.
(Раскрашивание национальных костюмов)
4. Итог занятия.
Воспитатель: О чём мы говорили сегодня на нашем занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня наше занятие и чем понравилось?
(Ответы детей.)