Елена Земляная
Танграм как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Предложенная вашему вниманию игра танграм самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкций». Эта знаменитая головоломка родом из Китая. По легенде ее изобрели учителя сына императора – математик, художник и философ. С помощью увлекательной игры они учили ленивого наследника вычислению и комбинаторному мышлению. Учили постигать красоту образов и познавать сложный мир через простые фигуры. Головоломка представляет собой квадрат из 7 геометрических фигур. Передвигая и расставляя фигуры, можно придумывать более 6 миллионов композиций. В Китае ее называют «ши – Чао –Тю». Переводят как семь дощечек мастерства или узор из семи умных частей.
Темочки:
- Головоломки для детей, логические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Танграм, головоломка
- Темочки
В Европе танграм изготавливали из дорогих пород дерева и слоновой кости.
Им увлекались многие исторические знаменитости, такие как Наполеон Бонапард, Томас Хилл, Льюис Кэрролл.
До появления компьютеров и различных электронных игр танграм был популярен наряду с шахматами и домино. В настоящее время танграм чаще используется в детских образовательных учреждениях.
Танграм – игра простая и бесхитростная. Правила ее заключаются в следующем:
1. Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры.
2. Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма.
3. Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга.
4. Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.
Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами.
Магический квадрат отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер. Развивает у детей память, внимание, мелкую моторику рук. Различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное, сообразительность, воображение.
Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Играя. Дети запоминают название геометрических фигур, их свойства. Отличительные признаки. Из элементов танграма выкладывают самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями, контурные образцы более сложны для воспроизведения.
Танграм в развитии речи.
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится. но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Ушинский.
Картинками, способными завести речь ребенка и является как раз картинки, созданные из фигур – танов. При помощи танграма можно организовать театр, собирать героев сказки и рассказать истории. Танграм подходит для организации деятельности по развитию речи для рассказывания про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Для составления рассказа по картинки.
Сказка «Заяц и черепаха» Давайте разделимся на две каманды и сделаем зайца и черепаху. По карточкам выполним силуэты героев сказки. Построение силуэтов героев сказки для команд может быть разными; предлагаю продолжить сказку игрокам первой команды.
- Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: - Спеши, спеши черепаха, все равно я тебя обгоню.
Право дальнейшего рассказа получает вторая команда.
- Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели.
Бросился заяц за нею, да поздно. Бегать – то он умел, да не знал, что лежа на месте и от черепахи отстать можно.
Как вариант дети могут разделиться на зайцев и черепах и рассказывать сказку от лица каждого героя.
Применение танграма в математике.
Изучение геометрических фигур с помощью фигурок танграма. Складывание различных геометрических фигур. Закрепление цифр. Составление задачек.
Графический диктант.
Умник выбрал для себя дом просторный, чтобы можно было ходить туда – сюда и думать. Думать (6).
Забывака всегда все что – то забывал, поэтому ему нужен домик с двумя дверцами, чтобы можно было в одну дверцу войти, в другую выйти (2).
Поэтик сочинял стихи. Особенно хорошо они получались когда он выходил на балкон (7).
Практическая часть.
Складывать картинки из фигурок танграма и применить их в развитии речи; математики; театральной деятельности.
Итог практической деятельности.
Дополнительная информация.
Речевой материал к картинкам для игры танграм подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.
Загадки.
Через речку во всю ширь
Лег могучий богатырь,
Транспорт по нему бежит. (мост)
Он бежит себе
В волнах
На раздутых
Парусах (кораблик)
Зверь горбатый.
Нравлюсь ребятам,
В пустыне живу,
Колючку жую. (верблюд)
Скачет с сумкой
Этот зверь,
Спрятался детеныш в ней. (кенгуру)
Носит шляпу, длинный нос.
И кипит, как паровоз. (чайник)
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне. (утюг)
Танграм можно изготовить своими руками из следующих материалов: картона, бумаги, пластика (офисной папки). резиновый (пористой резины, фетра. магнитный (магнитной ленты, фотобумаги, деревянный.
Он может быть однотонный и цветной.
В целом можно дать следующий совет: гиперактивному или уже довольно подросшему малышу сгодится однотонный набор, а совсем маленькому флегматику точно полезнее будет цветной.
Пусть игра – головоломка «Танграм» станет для вас и ваших детей любимой и полезной игрой.