Получи документы

Танграм как средство развития дошкольников

Елена Земляная
Танграм как средство развития дошкольников

Предложенная вашему вниманию игра танграм самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкций». Эта знаменитая головоломка родом из Китая. По легенде ее изобрели учителя сына императора – математик, художник и философ. С помощью увлекательной игры они учили ленивого наследника вычислению и комбинаторному мышлению. Учили постигать красоту образов и познавать сложный мир через простые фигуры. Головоломка представляет собой квадрат из 7 геометрических фигур. Передвигая и расставляя фигуры, можно придумывать более 6 миллионов композиций. В Китае ее называют «ши – Чао –Тю». Переводят как семь дощечек мастерства или узор из семи умных частей.

В Европе танграм изготавливали из дорогих пород дерева и слоновой кости.

Им увлекались многие исторические знаменитости, такие как Наполеон Бонапард, Томас Хилл, Льюис Кэрролл.

До появления компьютеров и различных электронных игр танграм был популярен наряду с шахматами и домино. В настоящее время танграм чаще используется в детских образовательных учреждениях.

Танграм – игра простая и бесхитростная. Правила ее заключаются в следующем:

1. Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры.

2. Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма.

3. Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга.

4. Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.

Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами.

Магический квадрат отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер. Развивает у детей память, внимание, мелкую моторику рук. Различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное, сообразительность, воображение.

Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Играя. Дети запоминают название геометрических фигур, их свойства. Отличительные признаки. Из элементов танграма выкладывают самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями, контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Танграм в развитии речи.

«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится. но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Ушинский.

Картинками, способными завести речь ребенка и является как раз картинки, созданные из фигур – танов. При помощи танграма можно организовать театр, собирать героев сказки и рассказать истории. Танграм подходит для организации деятельности по развитию речи для рассказывания про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Для составления рассказа по картинки.

Сказка «Заяц и черепаха» Давайте разделимся на две каманды и сделаем зайца и черепаху. По карточкам выполним силуэты героев сказки. Построение силуэтов героев сказки для команд может быть разными; предлагаю продолжить сказку игрокам первой команды.

- Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: - Спеши, спеши черепаха, все равно я тебя обгоню.

Право дальнейшего рассказа получает вторая команда.

- Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели.

Бросился заяц за нею, да поздно. Бегать – то он умел, да не знал, что лежа на месте и от черепахи отстать можно.

Как вариант дети могут разделиться на зайцев и черепах и рассказывать сказку от лица каждого героя.

Применение танграма в математике.

Изучение геометрических фигур с помощью фигурок танграма. Складывание различных геометрических фигур. Закрепление цифр. Составление задачек.

Графический диктант.

Умник выбрал для себя дом просторный, чтобы можно было ходить туда – сюда и думать. Думать (6).

Забывака всегда все что – то забывал, поэтому ему нужен домик с двумя дверцами, чтобы можно было в одну дверцу войти, в другую выйти (2).

Поэтик сочинял стихи. Особенно хорошо они получались когда он выходил на балкон (7).

Практическая часть.

Складывать картинки из фигурок танграма и применить их в развитии речи; математики; театральной деятельности.

Итог практической деятельности.

Дополнительная информация.

Речевой материал к картинкам для игры танграм подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.

Загадки.

Через речку во всю ширь

Лег могучий богатырь,

Транспорт по нему бежит. (мост)

Он бежит себе

В волнах

На раздутых

Парусах (кораблик)

Зверь горбатый.

Нравлюсь ребятам,

В пустыне живу,

Колючку жую. (верблюд)

Скачет с сумкой

Этот зверь,

Спрятался детеныш в ней. (кенгуру)

Носит шляпу, длинный нос.

И кипит, как паровоз. (чайник)

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне. (утюг)

Танграм можно изготовить своими руками из следующих материалов: картона, бумаги, пластика (офисной папки). резиновый (пористой резины, фетра. магнитный (магнитной ленты, фотобумаги, деревянный.

Он может быть однотонный и цветной.

В целом можно дать следующий совет: гиперактивному или уже довольно подросшему малышу сгодится однотонный набор, а совсем маленькому флегматику точно полезнее будет цветной.

Пусть игра – головоломка «Танграм» станет для вас и ваших детей любимой и полезной игрой.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Танграм как средство развития дошкольников
Опубликовано: 29 июля 2024 в 13:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Танграм как средство развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Земляная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД