Лилия
Танцевальная импровизация как способ творческого самовыражения и развития успешной личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Бобылева Л. М
Музыкальный руководитель
г. Таганрог
Слово «импровизация» переводится с латинского как «непредвиденный», «неожиданный». Танцевальная импровизация – это спонтанное творческое самовыражение через движение. В импровизации основную роль играет сиюминутное настроение, душевный порыв. Именно через импровизацию ребенок способен донести до нас свои чувства и эмоции в танце, наполнить их красочными оттенками. Сегодня все чаще возникает вопрос об обучении импровизации, но большинство детей не ставят перед собой задачу стать профессиональными артистами. Танцы им нужны для проявления артистизма, самовыражения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Таким образом, импровизация может стать частью процесса обучения танцам. Где ребенок сможет в свободной форме проявить свои мысли, эмоции, благодаря свободе движения. В импровизации, ребенок становится свободным, легким, естественным, ищет свои способы самовыражения.
Импровизация помогает преодолеть страх публичного выступления, спокойнее относится к чему-то неизвестному, раскрепощает ребенка, развивает индивидуальность, воображение. Импровизация дает возможность
Обогатить фантазию, раскрыть новые возможности, раскачать собственный потенциал. Появляется уверенность в себе и умение принимать самостоятельные решения. Импровизацией необходимо заниматься с детьми с раннего детства, так как у них еще не появилось стеснение и зажимы. Это можно сделать с помощью танцевальных игр.
Необходимо объяснить ребенку, что такое импровизация и самому показать, как импровизировать, поучаствовать в танцевальных играх. Затем необходимо эти игры усложнять, добавляя многозадачность и дать ребенку возможность решать их самостоятельно.
Здесь нужно применять основной принцип педагогики – движение от простого к сложному. Таким образом, у ребенка развивается творчество, он применяет освоенную технику импровизации : придумывает новые движения, перевоплощается в разные образы, передает характер музыки.
Нельзя недооценивать роль музыки в танцевальной импровизации. Танец всегда привязан к музыке ритмически и эмоционально. Музыка формирует настроение человека. От музыки зависит желание обучаться и импровизировать.
Необходимо использовать музыкальные композиции с ярко выраженными образами, чтобы ребенок проявлял ассоциативную фантазию. Так же необходимо часто менять музыкальный материал, чтобы не допускать скуки и однообразия.
В импровизационных играх можно применять разнообразные задания: перевоплощения, этюды, взаимодействие в парах, группах. Например, предложить детям представить себя морским жителем: рыбой, медузой, или водорослями на их выбор. Действие сопровождается музыкой на фоне звуков морского прибоя и криков чаек. Можно предложить им задание использовать все пространство зала, видеть друг друга и препятствия, двигаться как морской житель и замирать в позах по сигналу. Такая многозадачность концентрирует внимание, ведь они стремятся выполнить все условия одновременно.
Также идет процесс исследования вокруг себя, а как другие решают эту задачу, и на что похож сейчас мир вокруг меня?
Другая задача – это взаимодействие с партнерами. Дается задание по звуковому сигналу разобраться на два, три и так далее человека. Вначале включается процесс предпочтения по симпатиям при выборе партнеров. Но когда встает вопрос о важности выполнения задачи, симпатии уходят на второй план. Включается бесконечное поле поиска коммуникации.
Импровизация – это мастерство позволить себе выйти за рамки привычного, обыденного и перерастает в этюды и хореографические постановки.
Каждый человек в чем-то талантлив. Главная задача обнаружить и развить этот талант. От этого фактора во многом зависит успешность личности. С педагогической точки зрения важным фактором является создание ребенком своего собственного «Я» как активного начала как строителя мира и реализующего собственное «Я» в процессе этого строительства.
Танцевальная импровизация активно применяется и в танцевальной терапии – это психотерапевтическое направление, где танец используется как способ лечения психологических проблем. Танцевально-двигательная терапия на основе танцевальной импровизации снимает мышечные блоки помогает выражению и раскрытию нашего «Я», открывает безграничные возможности для самосознания, обретения целостной и гармоничной личности ребенка.
Танцевальная терапия также исследует лидерство, доверие, контакт, сопротивление. Движение дает обширный материал для исследования различных аспектов жизни. Танец помогает безопасно и творчески принять сложные эмоции и чувства, раскрыть новые возможности и качества личности, заглянуть в самого себя.