Светлана Булич
Конспект занятия «Тайна имени»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовлено совместно с логопедом Федоровой С. Н.
Цель:
-Развивать интерес детей к происхождению имен;
-Учить вникать в смысловую сторону слова;
-Развивать языковое чутье, мышление, воображение;
-Повышать речевую активность, способствовать осознанию собственного «Я»;
-воспитывать уверенность в себе и в своих способностях;
Работа с родителями:
Подготовка грамот о происхождении имени.
Рассказать ребенку почему ему выбрали именно это имя.
Темочки:
Оформление зала: Плакат с названием клуба «Родное слово», выставка именных листов с фотографиями каждого ребенка и описание значения его имени.
Оборудование: Аудиозапись крика младенца, мелодии песни А. Макаревича «Росток» и греческого танца «Сиртаки».
Предварительная работа: подготовка грамот с именем, разноцветные ленточки на каждого ребенка, разучивание русской игры «На блины», инсценировка шутки –прибаутки «Где ребят вы видели?».
Ход занятия:
Дети входят в зал, у каждого на груди ленточка цвета его имени.
Внимание, внимание!
Собрались мы снова на второе заседание
Клуба «Родное слово».
(Исполняется гимн клуба).
Сегодня на втором заседании клуба, мы с вами поговорим о близких каждому из нас словах- именах. Тема заседания «Тайна имени». Наши имена появились давным- давно. Нас еще не было на свете, а имя уже было. Появляясь на свет, младенец оповещает о своем приходе громким криком.
(Звучит аудиозапись крика младенца).
Лишь только родился младенец на свет, мама и папа дают ему имя. Имя, как птица, слетает ему в колыбель, обнимает его крыльями на целую жизнь.
Наше имя сопровождает нас всю жизнь. Подобно лунному свету, оно окутывает нас каждого своей тайной. Это – тайна происхождения и значения имени. У каждого имени она своя. Сегодня мы раскроем тайну наших имен и узнаем, каким должен быть человек, носящий это имя.
Звучит песня на мелодию А. Макаревича «Росток».
Вот одна из тех историй,
О которых люди спорят,
И не день, не два, а много лет.
Началась она так просто,
Не с ответов, а с вопросов
До сих пор на них ответов нет.
Припев:
Мы пришли сюда,
Чтоб узнать наверняка
Тайну наших всех имен
С прадедовских времен
Пусть идут года,
Не забудем никогда
Этот день и этот час,
Объединивший нас.
В древности имен не было. На Руси люди называли детей подходящими, на их взгляд, словами. Могли дать имя мальчику Волк, чтобы он был силен, смел и жил долго. Чтобы ребенок был добрым- его называли Добр, а потом стали называть Добрыня, милого и нежного называли Милон, крепкого – Крепыш, кто родился в субботу называли Соботкой, первенца Первуша, нежную девочку – Нежана, часто смеющуюся – Смеяна.
А почему таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие из христианской религии. Это имена святых : Татьяна, Вера, София. Пришли к нам имена, которыми назывались выдающиеся личности: полководцы, ученые, поэты. Из уважения к этим людям их имена не исчезли, а были переданы потомкам.
Имена, которые звучат вокруг нас сегодня, стали такие не сразу. Путешествуя по разным странам, они изменились. Греческое имя Сергиус стало Сергей, Николас стало именем Николай. Скандинавское имя Хельга стало именем Ольга. Некоторые древнерусские имена не изменились : Светлана, Владимир.
У нашего народа есть много песен, игр, в которых звучат имена. Поиграем в русскую игру «На блины».
(Инсценировка игры «На блины»)
Дети: Стала Маша гостей собирать.
Маша: И Захар приди,
И Степан приди,
И Андрей приди,
И Артем приди,
И Алешенька,
- Ну, пожалуйста!
Дети: Стала Маша гостей угощать!
Маша (Раздает «Блины» и «Пряничек»);
И Захару блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
И Артему блин
А Алешеньке-
Мятный пряничек!
Дети: Стала Маша гостей провожать.
Маша (Маша провожает гостей) :
Прощевай, Захар!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Артем!
А ты, Алешенька,
(Маша кланяется и оставляет Алешеньку).
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!
Иногда русские имена мы слышим в пословицах. Когда человек все медленно, а другие его ждут.
Про такого говорят: «Едет Емеля, да ждать его неделю».
Какое имя вы услышали в пословице?
Когда человек не признает свою вину, перекладывает ее на других, говорят: «Наш Филат не бывает виноват».
Какое имя прозвучало в этой пословице?
Вертится Антошка
На одной ножке;
Где солнце стоит;
Туда и он глядит. (Подсолнух).
Какое имя вы услышали в загадке? А сколько шуток – прибауток придумал русский народ об именах.
Ведущий: Ди-дили,ди-дили,
Где вы Таню видели?
Дети: Заглянули под крылец:
Грызет Таня огурец.
Ведуший: : Ди-дили,ди-дили,
ГдеКристину видели?
Дети: Заглянули за порог:
Она стряпает пирог.
Ведущий: Ди-дили,ди-дили,
Где вы Алешу видели?
Дети: Заглянули средь елей:
Рвет грибы там Алексей!
Ведущий: Ди-дили,ди-дили,
Где вы Степу видели?
Дети : Заглянули мы в сенцы:
Сосет Степа леденцы.
Ведущий: Ди-дили,ди-дили,
Где вы Машу видели?
Дети: Заглянули мы в светелку:
Метет Маша там метелкой.
Ведущий: Ди-дили,ди-дили,
Где Артема видели?
Дети: Заглянули за забор:
Крепко спит там наш Артем.
Ведущий: Ди-дили,ди-дили,
Где детей вы видели?
Дети: Заглянули в детский сад:
Поплясать там каждый рад.
Большинство имен пришло к нам из Древней Греции.
(Звучит музыка Греческая).
А сейчас я хочу рассказать о происхождении ваших имен.
Алексей – твердый духом волевой человек, которому не чужды такие черты характера как чувственность, сострадание, добродушие и уступчивость. Цвет его зеленый.
Женская форма от Анастасии, происходящего от древнегреческого имени Анастасиос - «воскресший» Цвет этого имени темно- зеленый.
Преобладающие черты характера Кристин — деятельность и интеллектуальность, они терпеливы, застенчивы и замкнуты.
Имя Кристина означает «посвящённая Христу», «христианка».
Имя пришло в нашу речь с древнегреческого языка в период развития христианства на Руси. Цвет имени белый.
Имя Эдуард: - страж богатства.
У Эдуарда острый, критический склад ума. Носители этого имени весьма проницательны, обладают поразительным влиянием на других людей.
Цвет имени : красный.
Что нового вы узнали сегодня? Как называли раньше детей в Древней Руси?
А большинство современных имен произошли откуда?
Вижу ребята, вы тоже подготовили красивые грамоты с вашими именами.
Давайте послушаем, что же обозначает имя Идан.
(выслушиваем несколько выступлений детей).
Ваше имя дано вам с рождения, и надо с достоинством носить его.
Звучит музыка А. Макаревича «Росток».
Каждому ребенку выдается его грамота.
Под музыку дети уходят.