Наталья Корж
Проект «Тайна моего имени» в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : социально-исследовательский.
Детский.
Групповой
Участники: дети подготовительной группы, дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта : четыре дня.
Публикация «Проект „Тайна моего имени“ в подготовительной группе,» размещена в разделах
Постановка проблемы: Осознание своей индивидуальности и уникальности у детей начинается с имени. Необходимо помочь ребёнку сформировать уважительное отношение к своему имени, что бы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей.
Актуальность: у каждого человека есть имя. Каждое имя, нравится это обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации, о его носителе. Современные учёные на основе своих наблюдений сделали вывод, что имя влияет на характер человека. Разные имена вызывают у окружающих разные эмоции. Одни имена вызывают приятные, нежные эмоции, другие придавать ему уверенности, решимости, или наоборот делает его стеснительным, замкнутым.
Цель: обобщить у детей понятие «имя человека».
Задачи:
• Познакомиться с историей появления имени, его значением.
• Формировать самоидентификацию каждого ребенка;
• Расширять представления детей о семейных ценностях;
• Воспитывать у детей чувство гордости за своё имя и ответственность за свои поступки.
• Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.
№ Способ реализации Цель Сроки
1.
2.
С помощью взрослых и «Словаря имён» найти историю своего имени : его происхождение, значение.
Изучение литературы.
Подготовка наглядного и дидактического материала. Расширение знаний о имени, развитие исследовательских способностей Подготовительный этап
3.
4.
5.
6. Д/и «Назови имя героя»
Беседа «Почему назвали так героев»
П/и «Назови по-разному…»
Домашнее задание «Кто меня так назвал и почему?» Развивать умение определять и называть героя сказки по картинке.
Учить проводить анализ и делать выводы, используя логическое мышление.
Закреплять знания детей вариативности имен.
Привлечение родителей к осознанному пониманию имени. День первый
7.
8.
9.
10.
11.
12. Беседа «Что в имени моем»
Социально-коммуникативная игра, «Какие эмоции спрятались в моем имени?»
Д/и «Первая буква моего имени».
П/И «Найди свой дом»
«Нарисуй свой портрет»
Домашнее задание «Познай качества характера» Подвести детей к желанию знать о значении имени, развивать поисковую деятельность. Воспитывать уважение к именам.
Развивать умение детей адекватно оценивать черты характера.
Развивать умение находить первую букву своего имени, группироваться по одинаковым буквам.
Закреплять умение рисовать людей (себя, передавая характерные особенности, совершенствовать умение пользоваться ножницами.
Продолжать взаимодействие с родителями, привлекая к поисковой и познавательной деятельности с детьми День второй
13.
14.
15. Двигательный этюд «Выполни задание, если твое имя начинается со звука…»
Познавательная беседа «Тезка – это…»
«Узнай имена»
Совершенствовать умение различать на слух звуки родного языка. Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Дать понятие, кто такие тезки, желание найти тезку и пообщаться с ним, развивать понятие родственные связи.
Развитие умение общения с младшими детьми, находить контакты, знакомиться. Воспитывать дружелюбное отношение.
День третий
16. Презентация рисунков (цветов). Приучать детей самостоятельно рассказывать о содержании рисунка, развивать связную речь, воспитывать доброжелательное отношение к людям с необычными именами.
День четвертый
Предварительная работа:
• П/и «Угадай кто позвал?»
• Творческая игра «Кто здесь кто?»
• С/р игра «Семья», «День рождения»
• Чтение стихотворений с именами
• Загадывание загадок про героев сказок
• Беседа «Зачем надо знать свое имя»
• Беседа «Моя семья»
• Рисование «Мое настроение»
• Чтение сказок: «Золушка», «Дюймовочка», главы с «Незнайки»
• Домашнее задание: разучивание скороговорок с именами
• Беседы с родителями «Семейные традиции», «Имена детей»
День первый:
Погружение в игровую ситуацию:
В гости пришел Незнайка, хочет познакомиться с детьми и поучиться у них чему-нибудь интересному. При знакомстве Незнайка удивляется, что все знают его имя и спрашивает, почему его назвали так необычно.
Поэтапное решение проблемы:
1. После объяснения детей, Незнайка предлагает по картинкам определить имена героев сказок.
2. Незнайка удивляется, как ребята так быстро называют имена героев, проводит с ними беседу на логическое мышление.
3. Незнайка говорит, что он много узнал от ребят и хочет с ними поиграть в мячик и проверить детей, хорошо ли они знают имена своих друзей.
Решение проблемной ситуации:
Незнайка показывает портрет писателя Носова, спрашивает, знают ли они его? Это писатель, который меня придумал и назвал. Предлагает детям домашнее задание, расспросить родителей о появлении у них имени.
День второй:
Погружение в игровую ситуацию:
Воспитатель вносит конверт, предлагает детям распечатать и посмотреть, что в нем. В конверте картинка с Незнайкой на луне и письмо: Ребята, здравствуйте, извините, что не смог к вам прийти в гости, срочно улетел с другом Знайкой на луну, оттуда буду наблюдать за вами, надеюсь, вы не забыли про домашнее задание? Прилечу, приду в гости. Ваш друг Незнайка.
Поэтапное решение проблемы:
1. Воспитатель спрашивает о домашнем задании, беседует о том, что каждое имя хранит свои тайны, как раньше называли детей, по каким признакам. В древности подбирали имена по его значению (времена года, природные явления); в древних языческих племенах давали некрасивые имена, так как считалось, что злые духи будут обходить ребенка стороной, и он будет здоров и счастлив; в христианских странах принято давать имена святых. В современном мире выбор имен по традициям семьи, в честь родителя, родственника, по значению имени (Лев – сильный, храбрый; Лилия – нежная, красивая). Значение имен описаны в
2. Ребята, посмотрите, какие интересные смайлики, выберите смайлики с такими эмоциями, которые вас характеризуют, и объясните, почему вы так считаете?
3. Эмоции у многих детей совпадают, а что еще схожего есть в ваших именах? Правильно, буквы. Найдите первую букву вашего имени и встаньте группами, если буквы одинаковы.
У каждой буквы есть свой дом, хотите поискать? Вы закрываете глаза, я раскладываю буквы, как зазвенит колокольчик, находите первую букву своего имени и встаете рядом с ней.
4. Ребята, обратите внимание, у некоторых букв стоят несколько детей, почему? Правильно, их имена начинаются на одинаковую букву. Посмотрите внимательно, дети, стоящие около одной буквы похожи друг на друга? Что бы увидеть сходство и различие, предлагаю вам нарисовать цветок имени, вырезать, в серединке рисуем себя.
Решение проблемной ситуации:
Предлагаю вам дорисовать ваш цветок дома. Посоветовавшись с родителями, в трех лепестках нарисуйте животное или птицу, которые подходят к вашему характеру, один лепесток оставляем чистым, это будет сюрприз. На выполнение задания дается один день.
День третий
Погружение в игровую ситуацию:
Ребята, кто прочитает, какое я составила имя? Имя состоит из чего? (из букв)
А произносите вы что? Правильно – звуки. Звук – это буква, которая произносится вслух.
Поэтапное решение проблемы:
1. Сейчас я проверю, как вы знаете первые звуки своего имени. Выполняем движения (например - подпрыгнуть) которые говорю я, если имя начинается на звук (например – л -). Я даю задание первая, потом все по очереди.
2. Ребята, скажите, как меня зовут? (Наташа). А как зовут помощника воспитателя? (Наташа). Чем мы похожи? Правильно, у нас одинаковые имена. Кто знает, как нас можно назвать? Если у людей одинаковые имена, их называют тезка. Повторите. Тезками могут быть как девочки, так и мальчики, взрослые и дети. Предлагаю Вам найти в группе тезку, если они есть.
Решение проблемной ситуации:
Ребята, как вы думаете, где мы можем найти себе тезку? Правильно, в других группах. А вы хотите познакомиться с тезками? Давайте сходим в соседнюю группу.
Здравствуйте, ребята, как живете? Как настроение? Мы пришли с вами познакомиться. (Дети знакомятся, общаются). Кто нашел себе тезку, встаньте рядом. Вы похожи друг на друга? Что у вас одинаковое?
День четвертый.
Входит Незнайка: - Здравствуйте, ребята. Я летал на луну и все думал про вас, что вы узнали интересного про имена?
Рассказы детей, презентации рисунков. Дети объясняют, почему нарисовали тех или иных животных, птиц, как они их характеризуют. Каждого ребенка выслушав, дети характеризуют его со своей точки зрения в коллективе и добавляют на чистый лепесток цветка животного или птицу.
Постановка новой проблемы:
Выяснилось, что родители рассказали им про их гороскопы и родственные связи, нарисовали рисунки и показали всем. Дети заинтересовались, и Незнайка предложил узнать, что такое гороскоп. Незнайка поспешил к своему другу Знайке, узнать про гороскоп, попрощался и обещал вернуться и удивить детей.
Предполагаемые результаты.
Для детей:
Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека.
Умение уважительно общаться с взрослыми и сверстниками.
Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Повышение педагогической культуры
Оценка результатов проекта :
1. У детей развивается познавательный интерес к себе
2. Повышается общий эмоциональный фон и улучшается психологический климат группы
3. Устанавливаются взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что способствует улучшению качества реализации образовательного процесса ДОУ
4. Развиваются творческие способности
Таким образом, по завершении проекта, можно сказать о том, что поставленные цели и задачи выполнены в полном объеме. Дети включились в проект с удовольствием, многие родители активно участвовали в его реализации. Были решены задачи психологического характера, по заключению педагога – психолога уровень самооценки повысился у тех детей, ранее у которых отмечалась ее низкие или средние показатели.
Проведение проекта помогло не только глубоко изучить поставленный вопрос, но и сплотить коллектив воспитанников и родителей, решить задачи самопринятия детей.
Организация данного вида деятельности помогла проявить себя семье в целом, что немаловажно для социализации ребенка и внутрисемейного сплочения.
Список использованной литературы:
1. Г. Квита, В. Миронов. Словарь имен. Москва, 1998.
2. Б. Ю. Хигер. Как назвать ребенка. Москва, 1996.
3. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», пособие для практический работников ДОУ. Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – 3-е изд. Испр. И доп. - М. : АРКТИ, 2005.
4. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. :Школьная Пресса, 2010. – 64с. : илл. – приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 226