Елена Чупина
Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребёнка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и др. Действуя с предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра может сделать ленивого - трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.
Цель: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.
Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль космонавта.
Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Знакомство с первопроходцами. Закрепить знания детей по усвоению темы «Космос». развитие диалогической речи; воспитать уважение к профессии космонавта, смелость, расширить словарный запас детей, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.
Содержание игры
Предварительная работа
-оформление помещения группы на тему «Космос»;
-знакомство детей со звездами, созвездиями, легендами о созвездиях;
-знакомство детей с планетами (чем они отличаются от звезд и созвездий);
-знакомство детей с Луной и Солнцем (почему на Земле бывают день и ночь);
-Беседы: Почему в космос летают на ракете? Почему и как летит ракета? Как устроена ракета? Зачем космонавту скафандр? И т. п);
-рассматривание книг и иллюстрированных альбомов о космосе;
-изготовление атрибутов для игры
-чтение художественной литературы: «Почемучка», «Малышам о звездах и планетах», «Веселая астрономия», «О чем рассказал телескоп»; «энциклопедия о космосе»;
-продуктивная деятельность: рисование «Солнечная система», аппликация ««Космос»
Определение основных и сопутствующих ролей
Педагог предоставляет право выбора детям Кто кем хочет быть? При спорном распределение ролей, роли распределяются с помощью считалки (врач, тренер, космонавт). Застенчивым детям педагог предлагает второстепенные роли на пример: Я думаю, что Кирилл справится хорошо с ролью робота, а Ксюша и Анна отлично справится с ролью лунатика. и т. д. (лунатики, робот, жители Венеры)
Распределение игровых действий:
Игровые действия: Организовать экспедицию для полета в космос для изучения звезд, других планет; воспитатель предлагает детям совершить полет на ракете. Дети распределяют между собой роли (космонавт, врач, Лунатики, роботы, и житель Венеры) .
Врачи «проверяют здоровье» космонавта перед полетом.
Тренера: Руководить тренировкой космонавта (показывать различные упражнения).
Космонавт: тренироваться, уметь изображать «невесомость», вести диалог друг с другом. Выполнять совместно задания из центра полетов. Лунатики - изучают цифры, развитие мелкой моторики рук Роботы - просьба о помощи. Житель Венеры- делают подарки для космонавта.
Развитие и усложнение сюжетной линии игры В следующей игре можно изучить другие планеты (Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Меркурий) придумывая разные задания.
Постановка проблемных игровых задач.
Методы и приемы, используемые воспитателем для побуждения к игре - обследования, наглядности (рассматривание готовых атрибутов для игр, иллюстраций, видеофильмов, презентаций и т. д.);
- словесный (беседа, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изготовления атрибутов);
Руководство игрой (основные и косвенные приемы, обеспечивающие развитие и усложнение игры) Воспитатель направляет, следит за ходом игры. Входе игры воспитатель задает наводящие вопросы, такие как Как врач считает космонавт готов к полету?», «Кто может стать космонавтом ", "А что нужно сделать для этого?"" и т. д.
Обогащение и преобразование развивающей предметно-пространственной среды Игровой материал: Скафандры из полиэтилена, макет ракеты, картинки планет Земли, Луны, Юпитер, Венера, звездного неба, карточки с цифрами, блокнот, предметы-заменители машинное масло, отвертка, молоток и т. д., оборудование для больницы;
Предполагаемый результат
1. Обогащение предметно-развивающей игры.
2. Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
3. Ролевое общение, короткий диалог.
4. Обогащение словаря детей.
Ход игры:
Воспитатель:
Дети давайте отправимся в космос, но сперва нам нужно выбрать космонавта, врача кто будет следить за здоровьем космонавта и тренера, кто подготовит нашего космонавта к полету в космос.
Воспитатель:
Космонавт полетел на Луну изучать лунный грунт. На Луне встречает жителей, знакомятся. Лунатики.
Дети: Мы дикие лунатики. Не знаем математики, Таблицу умножения. Луна, такая жалость, взяла и оторвалась. И в космос нас умчала и здесь мы одиноки незнаем нечего. Космонавт помогает лунатикам изучить цифры. (У них все получилось УРА). Космонавт показывает заранее подготовленные на карточках цифры. В одной руке карточка, а другой жестом должен показать цифру, это происходит без слов "Лунатики" без слов жестами должны объяснить космонавту поняли они или нет.
Воспитатель:
Полетели на другие планеты: А вот и планета Юпитер на ней живут роботы вот поглядите. Все команды выполняем без особого труда, и на свете каждый знает безотказны мы всегда.
Дети: Но вот поломался я немного заржавели мои болтики помогите мне. космонавт ремонтируют роботов. (инсценируют ремонт робота)
Робот благодарит космонавта, и космонавт отправляется дальше.
Воспитатель:
Полетел на другую планету: Венера воздух здесь такой же как на земле чудесно значит можно ходить без скафандра (шлема) его встречают жителей Венеры. Ребята давайте подумаем, как могут называется жители этой планеты?
Дети: ответы детей (название этого жителя придумывают дети).
знакомимся. но у них нет ни самолет, ни кораблей они нечего не знают о планете Земля.
Космонавт рассказывает о своей планете, показывает картинку как выглядят самолеты, корабли предлагает жителям Венеры изготовить их из бумаги.
Обмениваемся сувенирами сделаны своими руками из подручного материала (оригами, рисунок и т. п.).
Воспитатель:
Нам пора лететь обратно: космонавт держим связь с землей выходим в открытый космос, возвращаемся домой.
На земле встречаем космонавта после полета. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление.
По возвращении дети делятся своими впечатлениями.
Аннотация Сюжетно – ролевая игра направлена расширение кругозора детей, воспитание, развитие логического мышления и воображения, социализацию детей дошкольного возраста.
Интеграция содержания образовательных областей:
Физическое развитие Физическая подготовка перед полетом
Речевое развитие Рассказ о Земле, диалог детей, обогащение словаря (марсиане, лунатик)
Художественно-эстетическое развитие ручной труд конструирование (оригами)
Познавательное развите Рассказ о планетах, созвездиях.
Социально-коммуникативное развитие -умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал
- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть
Содержание сюжетно-ролевой игры соответствует принципам ФГОС ДО:
- при распределение ролей учет индивидуальных особенностей ребенка более активные дети занимали главные роли в игре, а застенчивым детям были предложены второстепенные роли в игре такие как робот, лунатик;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности: Опираясь на интересы детей на их представление педагог руководит выбором игры
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: знания детей об исследованиях в области космоса,
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой.
3. К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «Разноцветные игры»
4. Н. В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для дошкольного возраста»
5. И. В. Ткаченко, Н. А. Богачкина «Играю - значит интересно живу»