Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью

Татьяна Румянцева
Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуально недостаточностью.

Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать. К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни : начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша. Вместе с родителями в воспитании и становлении ребенка принимают участие близкие родственники, друзья, а также воспитатели в детском саду и учителя в школе.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Игра – это обязательный вид деятельности ребенка. Она дает ему свободу, он играет без принуждения, с удовольствием. С самых первых дней своей жизни малыш уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками, висящими над его люлькой. Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает их к порядку, учит соблюдать правила. В игре ребенок старается проявить все свои лучшие качества (особенно если это игра с одногодками).

Он проявляет увлеченность, активизирует свои способности, создает окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей. В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. Правила приучают его к честности, ведь их несоблюдение наказывается возмущением со стороны других детей. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к выживанию за счет отстаивания своей позиции. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия. Игровая деятельность постепенно подготавливает ребенка к вхождению во взрослую жизнь.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка.

В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка.

Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.

Но совершенно по иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным».

Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О. П. Гаврилушкина, П. Ф Каптерев, Г. А. Мишина, Н. Д. Соколова, и др.).

И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л. С. Выготский, т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.

Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно— воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Благодаря игровой деятельности происходит становление форм поведения.

Через неё формируется умение устанавливать взаимоотношения в детском коллективе, находить подходящих партнёров и выбирать необходимые средства для того, чтобы реализовать задуманное. Картотека сюжетно ролевых игр с целями развития у детей необходимых социальных навыков даёт возможность для овладевания бытовыми навыками, выбора правильных линий поведения при общении с различными людьми.

Проще сказать, за счёт игр, происходит приобщение ребёнка к жизни в обществе.

Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет.

На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т. д., но ещё не берёт на себя роль.

Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Сюжетно-ролевая игра (детский сад - лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто». Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т. д.

Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.

Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.

Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил.

На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чё тко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз.

Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены.

Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Игра тесно связана с представлениями о взаимоотношении между людьми. Из этого следует что необходимо формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах их общения. Предметная игра развивается в несколько этапов:

1 этап – это совместная игра со взрослым. Далее дети учатся играть самостоятельно и переносить полученные знания на другие предметы.

2 этап – появляется отобразительная игра, где ребенок может копировать действия с предметами, которые он видит в жизни. В процессе сюжетно-ролевых игр у ребенка формируется практический опыт. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается низкая позновательная активность. Они не проявляют интереса к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой. Очень сложно удерживать их внимание. Поэтому взрослые играют важнейшую роль в развитии таких детей.

Во время обучения детей с интеллектуальной недостаточностью взрослому необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку. Обучение таких детей сюжетно-ролевой игре – очень сложный процесс. В процессе своей работы я заметила, что дети во время совместной игры действуют молча, стараются повторять жесты взрослого, подражают его интонации, мимики. Очень сложно для детей с интеллектуальной недостаточностью является последовательность выполнения игровых действий, из-за этого нарушается цепочка игровых действий. Действия в игре таких детей отличаются стереотипностью, шаблонностью. Сюжетно-ролевая игра у детей с ОВЗ требует специального обучения. Она не может возникнуть

Литература

1. Мастюкова Е. М., Переслени Л. И., Певзнер М. С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом, \\ Дефектология 1988 №4 с. 12

2. Тупоногов Б. К. Коррекционно-ледагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития, \\ Дефектология 1994 № 4 с. 9

3. Приходько О. Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями, \\ Дефектология 2003 № 4 с. 36 – 39

4. Мозговой В. М. Развитие и коррекция нарушений двигательной функции детей и подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания, \\ Дефектология 2004 №6 с. 17-21

5. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.

Публикации по теме:

«Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка» «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка» «Чтобы вырасти здоровым ребёнком, детям не требуется много читать – им требуется уметь играть!».

Теневой пальчиковый театр как средство формирования коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью Таланты детей находятся на кончиках их пальцев… М. Монтессори. Одной из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Интегрированное занятие по ФЭМП у детей с интеллектуальной недостаточностью по теме «Транспорт» Конспект интегрированного открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с детьми специальной (коррекционной).

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью «Путешествие по осеннему лесу» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Цель: Развивать умственные и практические действия детей через ручной труд. (Развивать.

Куклотерапия как средство успешной коррекции и развития речи детей с интеллектуальной недостаточностьюКуклотерапия как средство успешной коррекции и развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания. Ведь общение – это тот фактор, который во.

Нетрадиционные технологии работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью «Истоки способностей и дарования - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник.

Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей мл. школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» Автор:.

Игры с модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью Обучающие игры с дидактическими модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сюжетно-ролевая игра «Пограничник» для детей 5–6 лет Цели, задачи: 1. Формировать положительные привычки поведения и нравственные качества в совместной деятельности, развивать любознательность.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнкаСюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка В нашей группе мы очень часто с детьми играем в сюжетно ролевые игры. Что такое игра для детей? Это их жизнь, не выдуманная, реальная. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 19:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Румянцева (УИ 920337) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД