Анна Сокольникова
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Будамшу» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. - знакомить с традициями и культурой родного края.
Задачи:
- Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений,
- учить подбирать к словам синонимы;
- обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи;
- формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству);
- обогащение словаря новыми словами «санбайна», «малгай»;
- воспитывать доброжелательность, заботу о людях.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „В гостях у Будамшу“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Материалы и оборудование. Юрта, картинки с изображением праздника «Сагаалган», «имитация оврага», предметы быта русской и бурятской культуры (пиала, матрёшка, украшения и т. д, шапка, детали для «мостика», ковёр, магнитная доска с магнитиками, лепестки разного цвета, угощенье.
Ход занятия. Дети входят в группу или музыкальный зал, звучит спокойная бурятская музыка.
Воспитатель: Ребята рассмотрите картинки, и скажите, что изображено на них? (Дети предполагают какой праздник изображён на картинках) А что люди делают в праздник? (Ходят в гости) Вы наверное догадалась, чем мы сегодня займёмся (Ответы детей). Нас сегодня пригласил и ждёт в гости Будамшу!
Ребята подходят и видят перед собой овраг.
Воспитатель: Ой ребята, что же делать, как нам перебраться через овраг (Дети предлагают свои варианты). Я предлагаю построить мостик из вежливых слов.
Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов». (Каждое слово кирпичик)
Выложив мостик и перебравшись подходят к юрте.
Воспитатель: Ребята, а как называется бурятское жилище (ответы детей).
Детей встречает Будамшу.
Дети: Здравствуйте!
Будамшу : Здоровается на бурятском языке «санбайна».
Воспитатель: Объясняет что на бурятском языке означает здравствуйте.
Будамшу : Проходите дорогие гости, давайте сядем в круг. (дети садятся в круг по бурятскому обычаю)
Воспитатель: Будамшу, мы пришли в гости, ведь скоро праздник белого месяца Сагаалган. Ребята приготовили небольшие благопожелания (чтоб тучнели стада, чтоб уют царил в вашем доме, чтоб были все здоровы, чтоб счастье и удача жили в этом доме и т. д).
Дети: Высказывают пожелания на удачу, успех и т. д.
Будамшу : Большое спасибо! Как дорогие гости добрались, что интересного встретили на своём пути (дети рассказывают, как они перебрались через глубокий овраг). Ребята, у нас в праздник принято веселиться, петь песни, танцевать. А ещё мы играем в разные игры, приглашаю вас поиграть со мной.
Воспитетель: Ребята посмотрите и отгадайте, что лежит в коробочке?
«Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму,
Есть и у русских и у бурят»
Ребята шапка на бурятском языке «малгай»
Игра : «Шапка Будамшу».
Будамшу : Ох и шустрые вы!
Воспитатель: Наши дети не только очень шустрые, храбрые и трудолюбивые, они ещё и умные, и разные пословицы знают.
Будамшу : А вы знаете о чём говорится в пословицах, и откуда они берутся? (дети высказывают свои предположения, что такое пословица). Молодцы, у нас у бурятов тоже есть свои пословицы(2-3 пословицы).
«У дарёного коня, зубы не смотрят», «Что сделано в спешке, то не прочно, что сделано постепенно, то прочно»(объясняет значение бурятских пословиц)
Упражнение «Подбери пословицу».
Будамшу : А сейчас послушайте пословицы, и подберите русские пословицы схожие с моими бурятскими.
«Без труда не поймаешь и окуня» -«Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
«Дал слово - надо сдержать, начал работать- надо довершать» - «Сделал дело, гуляй смело»
«Заготовленное лётом полезно зимою» - «Готовь сани летом, а телегу зимой» (дети объясняют значение русских пословиц)
Дети: Перечисляют различные пословицы о труде, дружбе, учёбе и т. д.
Будамшу : Да много вы знаете, а теперь поиграем, да проверим вашу смекалку. Я сегодня прибирался и всё перепутал, поможете мне разобраться?
Игра : «Разбери предметы»(На столе находятся посуда, украшения, игрушки, музыкальные инструменты принадлежащие русской и бурятской культуре. Дети делятся на две команды и разбирают предметы на два столика.)
Воспитатель: Ребята в гостях у Будамшу нам с вами весело, здорово, и мы многое узнали интересного. Уважаемый Будамшу, мы знаем, что в вашей культуре используют много ярких цветов и оттенков. И мы хотим вам, за ваше гостеприимство подарить цветок, он приносит счастье, здоровье, удачу в дом. Предлагаю всем вместе вырастить его сейчас.
Игра «Слово-цвет».
Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на магнитной доске (оранжевый — апельсиновый, голубой — небесный, зелёный — изумрудный, красный — алый, жёлтый — пшеничный (подбирая цвет дети высказывают свои пожелания «небесный- чтобы над вашим домом всегда было чистое голубое небо, огненный- чтоб возле вашего очага собиралось много гостей и т. д»).
Будамшу : Спасибо, красивый цветок! Но и у нас в Сагаалган принято дарить подарки и угощать гостей. А вы знаете чем у нас принято угощать гостей (дети перечисляют -сливки, молоко, сыр, творог, сладости, главное угощение это бузы). Я и для вас дорогие гости приготовил угощение! Выносит на подносе угощение для ребят, сладости.
Дети благодарят и приглашают Будамшу к себе в гости на чаепитие.