надежда урусова
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, легкая и радостная для ребенка деятельность. Игра – не простая забава. Игра занимает в жизни детей своё особое место. Ребенок получает впечатления и знания из окружающего мира. Игра поддерживает у него хорошее настроение, обогащает его чувственный опыт, развивает наглядно-образное мышление, воображение, речь, в ней закладываются основы творчества. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Темочки:
По мнению педагогов и психологов, наиболее развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Самое важное в назначении игры – это социальное развитие ребенка, овладение нормами и правилами поведения в обществе, умениями и социальными навыками.
Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. В игре ребенок живет и действует не только в реальном пространстве, но и в воображаемом пространстве. Отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, в которой расширяется жизненный мир ребенка. В игре происходит – оживление игрушки: куклы, зайчики начинаю говорить друг с другом, с ребенком, ходить в гости, прятаться; комната может стать магазином, кинотеатром; кирпичик – телефоном. Фантазируя, ребенок проявляет свои знания и впечатления, расширяет жизненный опыт.
В сюжетно-ролевой игре проявляются разные черты характера, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Изучением сюжетно-ролевой игры занимались многие педагоги и психологи: Л. С. Выготский, Д. В. Менджритская, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, М. А. Васильева, Е. И. Щербакова, Л. В. Русскова, Н. А. Короткова, С. Л. Новосёлова. Исследователи отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое большое значение для развития ребенка.
В образовательной практике детских садов недостаточно уделяется внимание развитию сюжетно-ролевых игр в отношении формирования активной позиции ребёнка, в построении сюжета, взаимодействия в игре с партнёрами, формирования ролевого поведения. В современных условиях модернизации дошкольного образования актуальными остаются вопросами формирования игровых умений у детей. Однако исследователи подчеркивают, что для решения данной проблемы необходимо спланировать и осуществить четкое и разнообразное руководство играми детей старшего дошкольного возраста. Руководство игрой необходимо начинать уже с раннего и младшего возраста, именно этот период важен для развития сюжетно-ролевой игры. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы.
Менджритская. Д. В., в своей книге «Воспитателю о детской книге», говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей, в которой они берут на себя роли взрослых, воспроизводят их деятельность и отношения между ними. Дети с удовольствием включаются в игру, если только она не очень сложная. Играя с взрослым, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно всё более сложные формы игрового поведения. Поэтому сначала новый уровень игры достигается именно в совместных со взрослым играх, и лишь постепенно к этому уровню подтягивается спонтанная игра ребенка.
Если взрослые не играют или мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности обычно останавливается на ранней стадии, и соответственно тормозит его развитие.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности на всем протяжении дошкольного возраста. Именно через игру ребёнок познает мир, готовиться к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игра часто подразумевают исполнение детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра основа нам восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.
Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения.
«Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются: знания – действия – общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. От личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка». Л. В Русскова.