Гордиенко Екатерина
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на корабле
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Вид ООД: подгрупповая работа. Возрастная группа : подготовительная группа
Тема Сюжетно- ролевая игра : «Путешествие на корабле»
Цель: создание условий для активной, творческой игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Путешествие на корабле“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабль. Сюжетно-ролевая игра
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Образовательные задачи: формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт о жизни и труде людей, закрепить знания о профессиях взрослых на корабле. Продолжить знакомство с морскими обитателями. Совершенствовать умение детей создавать и использовать атрибуты, готовить обстановку для игры, действовать в соответствии с сюжетом, чётко выполнять цепочку игровых действий. Закрепить знания величины, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи: развивать интерес к игре. Совершенствовать двигательную активность. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Развивать память, мышление, творческое воображение.
Воспитательные задачи: формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры; воспитывать у детей культуру поведения; уважение к труду морского флота.
Предварительная работа:
1. Знакомство с профессиями на корабле (кок, доктор, диспетчер, штурман, капитан, радист, матросы) и их обязанностями.
2. Рассматривание атрибутов и иллюстраций на морскую тему.
3. Конструирование кораблей из мягких модулей.
4. Разучивание песни «Бескозырка» Автор: Александрова З. Композитор: Модель В.
5. Изготовление атрибутов.
6. Разучивание стихотворений «Матросская шапка», «Медуза»
7. Коллективная работа- стенгазета : «Морские обитатели».
8. Подбор костюмов и атрибутов для каждой роли.
Материалы и оборудование: магнитофон, корабль из мягких модулей, презентация, стулья, глобус, карта, штурвал, бортовой журнал, 2 рации, 2 компьютера, компас, костюм доктора, аптечка, журнал доктора, набор посуды, кухонная плита, набор продуктов, бинокль, костюм матросов- бескозырки, воротнички, ведра, швабры, конверт с загадками, сундучок, яйцо- 2 шт, 2 стакана (с соленой и пресной водой), родник, бутылки с чистой водой, таблички с указанием островов, флажки, знаки семафорной азбуки, фонарики, стенгазета «Морские обитатели», спасательный круг, якорь, тучи, гроза, бутылка с картой, мяч
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность Планируемые результаты
1 Организационно- мотивационный этап Организовать и за мотивировать детей. Приветствие
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
- Кто из вас был на море? Вам понравилось?
Скажу вам по секрету, я очень люблю море и всегда мечтала побывать в море. Но одной мне скучно, мне нужна сильная команда, вы готовы со мной отправиться в море?
Беседа
Ответы детей
да Дети заинтересованы и организованы
2 Основной этап
3 Этап постановки проблемы Формировать представлений о предстоящей деятельности. Я приглашаю вас отправиться в путешествие по морю. Отгадав ребус, вы узнаете, на чем мы отправимся путешествовать.
- А где плавает корабль?
- К какому виду транспорта относится корабль?
Сравните корабль с лодкой. Чем отличаются?
- Корабль плавает по морю, а лодка утонет, на корабле можно преодолевать большое пространство (ленточкой обвязать глобус, показать, что корабль вокруг земли оплывет, а лодка нет, только по реке (показать). (Величина)
- Ребята, а куда бы вы хотели отправиться? Почему? Что бы вы хотели увидеть? Может быть, вы мечтаете найти что-то интересное?
Предлагаю вам отправиться в путешествие по Черному морю в поисках острова Сокровищ. (клада) (Показываю детям карту по которой будем путешествовать)
- Какие задачи стоят перед нами?
Нам нужно подготовить корабль, взять все необходимое: продукты, медикаменты, и т. д. ; четко выполнять свои роли, ответственно относится к порученному делу, следовать согласно маршруту, помогать друг другу и т. д.
ребус
Показ
беседа
Дети отгадывают ребус - корабль
- В море, океане.
- Водный
Размером, мощностью, массой.
Ответы детей
в Крым, на Черное море, в Сочи, хотели бы позагорать, покупаться в теплой водичке, полюбоваться природой. Мы мечтаем найти клад, сокровища и т. д.
ответы детей Вызвать у детей желание отправиться на корабле в путешествие
4 Этап ознакомления с материалом Распределить роли и закрепить знания о профессиях взрослых на корабле - Мы находимся с вами в порту г. Сочи. Перед вами корабль, предлагаю придумать ему название.
- Нам нужно собрать дружную команду, распределить роли и обязанности.
1. Воспитатель: -Я буду –капитаном
2. Штурман- стоит у штурвала, следит за маршрутом, выполняет все команды капитана.
3. Доктор- осматривает всю команду, ставит допуск к плаванию, следит за здоровьем команды на корабле, оказывает в случае необходимости помощь.
4. Кок- повар на корабле, готовит еду, угощает чаем.
5. Радист- держит связь с землей.
6. Диспетчер- отслеживает путь корабля, держит связь с радистом.
7. Матросы- драют палубу, выполняют команды капитана.
- Итак, роли распределены. Чем вы будете заниматься?
- Молодцы, вы отлично знаете свою работу. Проходите на корабль и займите свои рабочие места.
Беседа
Разъяснение
- Победа, Смелый, Звезда и т. д.
Распределение ролей между детьми
ответы детей. Дети проходят, и занимают места, согласно роли. Выполнение своих ролей
5 Этап практического решения проблемы Совершенствовать умение детей создавать и использовать атрибуты, готовить обстановку для игры, действовать в соответствии с сюжетом, чётко выполнять цепочку игровых действий. Капитан: - Доктор, доложите, как самочувствие у команды корабля.
Капитан: - Штурман, доложите, готов ли корабль к отплытию?
Капитан: - Всем занять свои места. Внимание, Поднять якорь. Предлагаю матросам начать отсчет времени до отправки корабля (обратный счет 10-0) Корабль отправляется. (звук корабля)
- Право Руля!
Капитан: полный ход!
Штурман: - Есть полный ход!
Капитан: - Кок, доложите меню на обед.
Капитан: - Как же узнать на каком острове в Черном море находится клад? Придется проверять их все (смотрит по карте со штурманом)
Право руля»! Держим курс прямо!
Капитан: - Уважаемые пассажиры, полюбуйтесь морским пейзажем. Какое огромное море, даже не видно берегов. Обратите внимание на спокойное море, как солнце переливается в легких волнах. На какую линию похожа волна?
Капитан:- Посмотрите, кто там за бортом?
Капитан:(задания на устный счет)- Посчитайте морских обитателей.
Сравните морских обитателей по размеру. (самая длинная морская рыба- рыба луна)
Вдруг, матросы заметили, плавающую бутылку, подняли ее. Что там? (отдают бутылку капитану) Рассматриваю все вместе карту. Оказывается это карта острова Сокровищ, на которой капитан Флинт спрятал свои несметные богатства.
Капитан: - Флинт - пират, который жил давно и никому не раскрыл секреты острова Сокровищ, многие охотились за этой картой, а нам с вами повезло. Как вы думаете, как оказалась здесь эта карта?
Капитан:- Меняем направление. Лево руля!
Капитан: -Полный Ход!
Матросы читают стихи, звучит легкая музыка
«Матросская шапка», «Медузы».
Звучит шум грозы и дождя.
Капитан: - Слышите, что это?
Капитан: Пальчиковая гимнастика «Сколько знаю я дождей»
Капитан: - Всем занять свои места! Надвигается огромная волна! Сбавить обороты.
Капитан: - Мы терпим крушение. Нужно срочно подать сигнал о бедствии.
Капитан: - Матрос Имя, вам задание подать сигнал о бедствии, вы очень хорошо знаете семафорную азбуку.
Капитан: - Матросы устраните пробоину!
Капитан: - (смотрит в бинокль) Человек за бортом. Бросить спасательный круг! Стоп машина!
Капитан: - Опустить якорь!
Капитан: - Доктор, провести осмотр утопающего и доложить!
Капитан: - Объявляю всем благодарность за хорошую службу!
Капитан: - Всем занять свои места! Поднять якорь! Держим курс на остров Сокровищ.
Капитан: -Нужно брать лево руля! Здесь могут быть пираты!
Капитан: - Чем опасны пираты?
Капитан:- Кит преградил дорогу нашему кораблю, чтобы проплыть дальше, мы должны ему помощь. Он проглотил предметы, в которых есть звуки (р,рь)
Назовите эти предметы.
Капитан: - Морская вода не пригодна для питья, так как в ней содержится большое количество солей и минералов, мы пьем пресную воду. Показывает на глобусе соотношение пресной и соленой воды 3:97%
Капитан: Предлагаю вам сравнить свойства пресной воды и соленой. В 1 стакан нальем соленой воды, а во 2-й стакан нальем пресной и опустим яйцо. Что вы видите?
Капитан: - Почему яйцо не тонет?
Капитан: -Действительно, в стакане с морской водой столько соли, что еще раз доказывает о том, что морскую воду не пьют.
Капитан: Игра» Где живет вода» с мячом
Капитан: - Сбавить обороты. Стоп машина» Опустить якорь!
Матросы пошли делать запасы воды (бутылки с водой)
Остальные отдыхают около родника.
Капитан: - Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» с мячом
Река глубокая, а ручеек…- мелкий
Река может бежать быстро, а может…медленно
Из одного крана течет горячая вода, а из другого…холодная
В океане волны большие, а в реке. маленькие
В ручейке вода бежит, а в пруду…стоит
Итак, мы с вами отдохнули, сделали запасы воды, пора продолжать путешествие.
Капитан: - Всем занять свои места!
Капитан: - Право руля! Полный ход!
Капитан: - Мы приближаемся к острову! Стоп машина! Опустить якорь! Спустить трап!
Капитан: - Все желающие могут сойти на остров и помощь найти сокровища (клад)
Капитан: -
Беру на себя ответственность проверить это место!
Ура! Нашел. Что же там может быть?- ответы детей (сундучок)
Как же его открыть? Здесь пароль! Дети- отгадать пароль, ввести любые числа, сказать волшебные слова.
Пролетающая птица уронила конверт с загадками.
1. Первая цифра похожа на крючок, а может на обломанный сучок? (1)
2. На лебедя похожа, шейка есть и хвостик тоже, лебедь может подсказать, как нам цифру … узнать (2)
3. цифра- точна острая коса (7)
Капитан: - Если мы правильно угадали загадки, то мы сможем открыть сундучок.
Что там?
Капитан: - Оказывается, капитан Флинт был Сладкоежкой и сокровищем считал все сладкое, поэтому и спрятал от посторонних свои сладости.
Наша задача решена. Пора отправляться в обратный путь! Всем пройти на корабль и занять свои места. (звучит звук корабля, Поднять якорь! Убрать трап!
Капитан: - Полный ход! Держим курс домой!
Капитан: - Стоп машина! Опустить якорь! Спустить трап!
Капитан: - Всем пассажирам сойти на берег! Наше путешествие закончено! (пассажиры выходят с корабля) Наше путешествие было долгим, мы проделали длинный путь. диалог
Ролевой диалог
Работа с картой
Показ
Игра
Музык.
Сопровожд.
Гимнастика пальчиковая
Диалог
Диалог
Муз. сопров.
Диалог
Игра
Опыт- наблюдение
Игра
Игра
Диалог
Сюрпризный момент
диалог
Доктор подходит к каждому члену корабля, осматривает, проверяет пульс.
Доктор:- Все хорошо, все здоровы, все чувствуют себя отлично.
Штурман (у штурвала) : - Корабль Звездочка готов к отплытию.
Штурман: - Есть право руля!
Диспетчер: - Прием, прием, как вы меня слышите? Доложите, где вы сейчас находитесь?
Радист:- Прием, прием, Слышу вас хорошо. Корабль «Звездочка» вышел в открытое море.
Диспетчер: - Укажите свои координаты нахождения в море?
Радист: - Прием, мы идем прямо по курсу на север.
Диспетчер: - Следуйте данному курсу.
Кок: - Докладываю, сегодня на обед на первое - уха, на второе - макароны по- флотски, на третье- компот. (Кок разносит чай на разносе)
Штурман:- Есть право руля!
Матросы: - На кривую
Матросы:- Морские обитатели. Видеозапись жизнь морских животных. (газета «Морские обитатели»)
Дети: - Одна медуза, две медузы, и тд.
Измеряют счетными палочками длину пути
Матросы: -Капитан Флинт потерпел кораблекрушение, вот и потерял карту.
Штурман: - Есть, лево руля!
Штурман: - Есть, полный ход!
Матросы: - Гроза.
Диспетчер: - Прием, прием, докладываю о погодных условиях: сильный ветер, гроза, возможны кратковременные дожди.
Радист: - Прием, плохо слышно, у нас гроза и дождь. Прием прием…
Штурман: - Усиливается шторм! (звучит звук шторма)
Штурман: - Есть, сбавить обороты.
Диспетчер:- Уважаемые пассажиры! Держитесь крепче! Волна может смыть в море! (Дети изображают качку корабля).
Диспетчер: - Прием, прием, корабль «Звездочка» терпит крушение….
Штурман: - Есть, подать сигнал. (подает звуковой и световой сигнал)
Звуковой сигнал перестал работать, а световой может быть незаметен на солнце.
Матрос: - Есть, подать сигнал! (Подает сигнал СОС с помощью флажков)
Штурман:- Товарищ капитан, пробоина в корабле!
Матросы: - Есть, устранить пробоину!
Штурман: - Есть, стоп машина!
Штурман: - Есть опустить якорь! (матросы бросают спасательный круг и на канате спасают утопающего) Пробоина устранена!
Доктор: - Товарищ капитан, все в порядке!
Кок кормит всех и поет чаем.
Диспетчер: - Прием, прием, все в порядке, справились со штормом, пробоину заделали.
Радист: - Прием, прием, продолжайте путь!
Матросы: -Ура! Мы преодолели шторм, заделали пробоину, корабль в полном порядке.
Все: Мы ребята- моряки,
Моряки весельчаки,
Наш Российский славный флот
Всем привет горячий шлет.
Песня «Бескозырка»- поют все вместе
Штурман: - Есть, поднять якорь! Полный ход!
Докладываю по маршруту: впереди остров Змеиный – на карте он обозначен, как опасная местность, нарисован череп, что это означает? В чем опасность?
Матросы:- Это пираты.
Штурман: -Есть лево руля!
Матросы: – пираты могут напасть на наш корабль и разгромить его.
Штурман: - Мы проплыли опасное место!
Дети: - пират, корабль, остров, матрос, рыба и т. д.
Матросы: - Очень хочется пить.
Кок: - Запасы воды закончились.
Матросы: - Мы попьем морской воды.
Кок: - Морскую воду пить нельзя.
Доктор: - Морская вода используется для больного горла, носа.
Матросы: - В стакане с соленой водой яйцо не тонет.
Матросы: - Вода соленая, ее плотность выше плотности яйца.
Дети: -Вода живет… (в реке, озере, ручье, болоте и т. д.)
Штурман:- Предлагаю вам плыть к острову Березань, там есть родник. Сделаем запасы воды
Штурман: - Есть, стоп машина!
Штурман: - Есть, право руля! Полный ход!
Диспетчер: - Прием, прием, корабль «Звездочка» отправляется!
Радист: - Прием, продолжайте путь. Погодные условия благоприятные, без осадков.
Штурман: - Докладываю, капитану. Прямо по курсу вижу остров Майский. Подплываем
Матросы: - Есть спустить трап!
Штурман и капитан сообщают всем, что это и есть остров Сокровищ.
Матросы ходят по острову и подходят к одному месту, которое необходимо проверить. (череп- символ пиратов)
Отгадывают загадки
Дети: - Шоколадные монеты.
Штурман: - Есть поднять якорь!
Штурман: - Есть полный ход!
Диспетчер: - Прием, прием, держим курс домой.
Штурман: - Вижу на горизонте наш порт!
Штурман: - Есть стоп машина! Есть опустить якорь! Есть спустить трап!
Счет, сравнение по размеру
Выполнение пальчиковой гимнастики
Исполняют песню
Игра «Предметы с о звуками р- рь
Выполняют опыт с водой и яйцом
Игра» Где живет вода»
игра «Скажи наоборот» с мячом
6 Заключительный этап Подведение итогов. Рефлексия. Поощрения. - Ребята, скажите, пожалуйста, где и на чем мы сегодня путешествовали?
- С какими препятствиями мы столкнулись?
- На каких островах побывали?
- На каком острове мы нашли наш клад?
Воспитатель: - Какое значение имеет вода для жизни?- вода источник жизни, без воды все живое погибнет.
Рефлексия:
- Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?- ответы детей.
Беседа ответы детей
ответы детей
ответы детей
остров Майский ответы детей
ответы детей
Дети делятся впечатлениями о прошедшем путешествии