Краснухина Екатерина
Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена диагностике влияния сюжетно-ролевой игры на развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В ней раскрывается сущность понятий «социально-коммуникативные навыки», «сюжетно-ролевая игра». В статье описываются результаты опытно-экспериментальной деятельности по проблеме исследования.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, социально-коммуникативные навыки, дошкольный возраст.
Проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром выходит сегодня на первый план. Развитие социально-коммуникативных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.
Ж. Ю. Кургаева рассматривает социальные навыки как способность работать в группе, способность к взаимодействию с разными людьми, к проявлению лидерских качеств [3; 18].
Социально-коммуникативные навыки выражаются в умении контактировать с окружающими людьми, в общительности человека. Эти навыки являются необходимым составляющим в самореализации, успешности личности, расположенности окружающих людей. Развитие данных навыков является важнейшим условием нормального психологического развития дошкольника [5; 65].
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать следующие социально-коммуникативные навыки: вступать в общение со сверстниками и взрослыми; общаться в группе и в коллективе; умение задать вопрос; обращаться с просьбой; участвовать в коллективном обсуждении; понимать эмоциональное состояние собеседника. Одним из способов развить социально-коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста являются игры и игровые ситуации. Игры, особенно ролевые и сюжетно-ролевые, предоставляют возможности для дошкольников проигрывать различные социальные взаимодействия, учиться налаживать контакты, решать проблемы и развивать воображение.
Рассмотрим понятие «сюжетно-ролевая игра». Сюжетно-ролевая игра — это игра, имеющая конкретный сюжет, представляющий собой ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, а также роли, распределяемые между участниками [6; 54].
Сюжетно-ролевая игра имеет ряд особенностей [2; 51]:
1. Социальный мотив. Данный вид игры позволяет детям «оказаться» в мире взрослых, «примерить» на себе различные профессии, постараться понять специфику взаимоотношений между взрослыми людьми.
2. Обязательное соблюдение правил. Игра помогает сформировать у ребёнка умение контролировать своё поведение и действовать в соответствии с требованиями и нормами.
3. Игра имеет замысел, строящейся на таких характеристиках, как устойчивость, развитие, динамика.
4. Эмоциональное развитие. В ходе игры дети могут испытывать различные чувства и эмоции, которые влияют на развитие эмоциональной сферы.
5. Одним из важных моментов является ролевое взаимодействие, содержание, применение различных средств выразительности.
6. Развитие речи. В процессе игры ребёнок учится выражать свои мысли, желания, чувства.
7. Интеллектуальное развитие. Сюжет игры связан с общим умственным развитием детей, формированием у них интересов.
8. Развитие воображения. В ходе игры детям зачастую приходится импровизировать, что благоприятно влияет на развитие воображения.
Выделяют следующие виды сюжетно-ролевых игр [6; 66]:
1. Игры на бытовые сюжеты: семья, поход в гости, день рождения. 2. Игры на героико-патриотические темы: полёт в космос, войны и другие. 3. Игры, связанные с трудом людей: школа, магазин, кафе, почта, больница. 4. Игры на темы литературных произведений. 5. «Режиссёрские игры, в которых ребёнок проводит различные манипуляции с куклами.
Сюжетно-ролевая игра оказывает большое воздействие на формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков [4; 132]. Благодаря игре, ребёнок начинает понимать действия людей и может их объяснить. В игре дети учатся общаться друг с другом, подчинять свои увлечения интересам других детей [1].
Для того, чтобы изучить уровень сформированности социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, нами было проведено исследование в детском саду комбинированного вида №54 г. Раменское Московской области. Испытуемые мальчики и девочки в возрасте 5-6 лет (старшая группа) в количестве 34 человека. Наше исследование состояло из 3 этапов.
Целью первого этапа исследования (констатирующий эксперимент) было выявление сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для этого была использована методика «выявления коммуникативной компетентности в общении со сверстниками» (Методика «картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина). Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых дошкольнику конфликтных проблемных ситуаций (6 картинок). Ребёнку предлагается рассказать, что он видит на каждой картинке и найти выход из сложившейся ситуации.
Уровень сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников до эксперимента
Исходя из этих данных, мы видим, что уход от решения ситуации продемонстрировали 10 человек, к агрессивному решению прибегли 12 человек, вербально-оценочное решение мы наблюдали у 7 человек, а конструктивное решение лишь у 5 человек. Это говорит о том, что у большинства детей низкий уровень коммуникативной компетентности.
Второй этап исследования-формирующий был проведён на базе детского сада комбинированного вида № 54 г. Раменское с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 34 человека. Целью формирующего эксперимента было составление и апробация комплекса сюжетно-ролевых игр для повышения уровня социально-коммуникативных навыков.
В работе по повышению коммуникативных навыков были проведены следующие сюжетно-ролевые игры:
1. «По тропинкам общения к радуге».
Ход игры: воспитатели делят ребят на группы, для прохождения 7 станций, за каждую пройденную станцию даётся 1 цвет радуги, в конце игры ребята должны дойти до финиша собрать все цвета радуги. Далее раздаются маршрутные листы, и дети начинают путешествие по станциям, на которых играют в игры. В ходе этой игры было выяснено какие проблемы возникают у детей в процессе взаимодействия друг с другом. Также дети научились работать в команде, поддерживать своих сверстников и помогать каждому участнику игры. Детям очень понравилось играть в эту игру, они были вовлечены в процесс и с интересом проходили все станции. Если в процессе возникали какие-то конфликтные ситуации, мы давали детям возможность разрешить её самостоятельно, напоминая, что они одна команда и должны быть друг за друга, а не против друг друга.
2. «Кафе»
Цель: Научиться взаимодействовать со сверстниками, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
Во время игры детям задавались вопросы по поводу каждой профессии, которые есть в кафе и их роли; исходя из ответов детей, выбирались дети, которые будут исполнять эту роль. Воспитатель в этой игре может исполнять роль администратора, подводя детей своими вопросами к определённой теме. В ходе игры спонтанно были инсценированы проблемные ситуации, побуждающие к поиску новых ролей. После чего игра детей продолжалась самостоятельно. Играя, дети смогли окунуться в разные профессии, почувствовать себя взрослым, работающим в кафе. В игре происходили проблемные ситуации, из которых дети старались выбраться самостоятельно. Они взаимодействовали друг с другом, общались, вели себя в соответствии с этикетом и пытались вместе, сообща решить ту или иную проблему. Прекрасным примером взаимодействия детей послужил случай, когда девочка не могла взять все «продукты» сразу и мальчик пришёл к ней на помощь, предложив быть грузчиком, помогающим всем в кафе. Данный пример иллюстрирует, что дети смогли в процессе игры научиться контактировать друг с другом и решать вопросы сообща.
3. «Поликлиника»
Цель: научить взаимодействовать детей друг с другом, находить выход из конфликтных ситуаций.
Во время игры дети смогли познакомиться с работой больницы, побывать в роли врачей, взаимодействовали друг с другом, как работники одной больницы, пытающиеся помочь пациенту в его проблеме. Дети-пациенты самостоятельно придумывали, что у них болит, а врачи пытались им помочь. Они ходили друг к другу, беседовали, пытались найти выход из различных ситуаций. Если возникала проблемная ситуация, то ребята вместе, сообща искали пути решения проблемы.
4. «Салон красоты».
Играли в эту игру не только девочки, но и мальчики (они выполняли роль администраторов, водителей, доставщиков). В ходе этой игры дети познакомились с профессиями, которые можно встретить в салоне красоты, научились взаимодействовать друг с другом, обслуживая клиентов и создавая им новые образы.
Данные игры помогли развить социально-коммуникативные навыки у детей, развить в них умение взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликтные ситуации. Было заметно, что в процессе сюжетно-ролевых игр детям проще находить выход из проблемных ситуаций и взаимодействовать друг с другом.
После проведения комплекса игр, нами была повторно проведена методика «выявления коммуникативной компетентности в общении со сверстниками» (Методика «картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина). Данная диагностика показала значительные улучшения уровня социально-коммуникативных навыков детей.
Уровень сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников после эксперимента
Анализ полученных результатов показывает нам, что больше всего детей (35 %) выбрали вербально-оценочное суждение при решении ситуации, а к агрессивному выходу прибегли 21 %, вместо 35 %. Это говорит о том, что проведённый нами комплекс сюжетно-ролевых игр способствовал увеличению уровня социально-коммуникативных навыков.
Таким образом, проведя комплекс сюжетно-ролевых игр нам удалось увеличить уровень социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты помогают нам понять, что использование сюжетно-ролевых игр способствует увеличению коммуникативной компетентности детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Газизова, Ф. С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, И. Е. Нургатина, А. Ш. Гиниятуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 411-414
2. Галигузова Л. Н. Искусство общения с ребёнком. М. : Аркти, 2004. 160 с.
3. Карпова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. М. : Просвещение, 2006. 80 c.
4. Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко. - М. : Юрайт, 2012. -415 с.
5. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения. М. : Педагогика, 1988. 125 с.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 2014. 360 с.