МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Татьяна Быстрова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

«Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения»

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников» размещена в разделах

Игра – это взаимоотношения, которые формируются поэтапно, начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения, достигая наивысшего уровня – уровня постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий. Так незаметно для ребенка и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Вместе с тем, в процессе игровой деятельности у ребенка также появляется возможность к планированию. Так на определенном этапе игры дети начинают планировать дальнейшее развитие ее сюжета. Сюжетно-ролевые игры могут играть и ценностно-воспитательную роль. Так, в процессе игры дети проявляют те либо иные качества путем совершения различных поступков. При этом в момент игры у ребенка как бы стираются границы между игровым и не игровым миром, все происходящее в процессе игры в момент игры им воспринимается как реальность.

Сюжеты игр делятся на : бытовые, производственные, общественные. Сюжет зависит как от собственного опыта ребенка, так и от внешних факторов: эпохи, культурных, природных условий, важных исторических событий. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни. Следующий компонент – это содержание игры. Его определили как то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

«Игра - отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т. д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса».

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Для ребенка это самый доступный вид деятельности, интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы красочные атрибуты и условия для развития игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Осуществлять игровую деятельность детей необходимо последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре. Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети успешно овладели игровыми умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми. При этом очень важно поведение самого воспитателя во время игры, от этого зависит, насколько успешно ребенок в нее втянется.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что в последние годы по ряду причин сюжетно-ролевые игры уходят из педагогической практики дошкольных учреждений, однако мы считаем, что при удачных действиях педагога, возможно построить сюжетно-ролевую игру таким образом, чтобы она вела к развитию ребенка, как к развитию его морально-нравственных качеств, так и развитию его навыков взаимодействия с другими людьми.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников
Опубликовано: 3 мая 2024 в 16:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД