Елена Балыкова
Сюжетно-ролевая игра как метод развития образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. (актуальность).
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать.
И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим.
И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
Психологические аспекты сюжетно-ролевой игры.
В наше время психологи педагоги все больше говорят о том, что взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно проходить в игровой форме. Это происходит от того, что игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательной программы детьми происходит в игровой деятельности, т. к. игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно – ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Недаром психологи рекомендуют, если у ребенка имеется проблема в той или иной социальной сфере (боится врачей, не хочет идти в парикмахерскую, в детский садик, необходимо с ним поиграть в ситуацию.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. А игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т. д.) – это способы реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
-бытовые (игры в семью, детский сад,
-производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д. ,
-общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д. ,
-сказочные (роли сказочных героев, театрализованные постановки).
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так и в наше время сюжеты игр подстраиваются под героев нашего времени (если раньше дети играли в дядю Степу, то сейчас это бэтмен или человек-паук, и они также несут позитивную роль защитника от плохих).
Игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. В младшем дошкольном возрасте первоначально проявляется только внешняя сторона деятельности, то с чем и как человек действует (важен предмет) : «человек – предмет». Дети подолгу могут повторять одни и те же действия (на примере игры в доктора) : мерить температуру, давать лекарства, ставить грелку, мазать зеленкой и др. Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, приобретения опыта социального общения, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек») : как больной приходит к доктору, как ведет себя врач, что спрашивает и др. А сами предметы легко заменяются (карандаш – градусник, стаканчик – стетоскоп и др.) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
Сюжетно-ролевая игра как педагогический процесс.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова).
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.
Эмоциональное развитие
Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.
Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами.
В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.
Интеллектуальное развитие
Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.
В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.
Развитие математических представлений.
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее — легче».
Развитие научных понятий.
Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Подготовка к чтению.
Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.
Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте.
Игра — это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно - ролевые игры ребёнок познаёт мир, учится общению. Через игру ребёнок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребёнок научиться играть в сюжетно - ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из — за того, что ребёнок ещё не освоил мир вокруг себя. У ребёнка ещё не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Поэтому, немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
Сюжет в игре – это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1)усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями (от 1 года);
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) (от 2 до 4-5 лет);
3)усвоение способов построения сюжета (от 4 до 7лет).
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога:
Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад», в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя и др., а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.).
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом.
Проектный метод в сюжетно-ролевой игре.
В сегодняшней реформе образования важным аспектом является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития :
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте — это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной
ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской
деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте — это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы
не с помощью взрослого, а самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение конструктивной беседы в процессе совместной
исследовательской деятельности.
Эти задачи тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой.
Сюжетно — ролевая игра и её развитие по возрастам.
Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия.
Задачи педагога в группе раннего возраста:
в совместной с детьми игре учить действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Предметно — пространственная среда в группе раннего возраста должна содержать готовые игровые зоны, которые необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий.
Игровые зоны:
спальня ;
кухня;
столовая;
ванная;
магазин продуктов;
парикмахерская;
уголок ряжения;
зона конструирования;
транспортные игрушки.
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи педагога второй младшей группы:
- способствовать становлению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных с играх с партнёрами — игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
учить детей использовать строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе ещё остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются, а некоторые зоны объединяются. Например: «спальня», «кухня», «столовая», «ванна» объединяются в зону «семья».
В средней группе содержание игровых зон значительно обогащаются. Например, если во второй младшей группе был продуктивной магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и т. д.
Задачи педагога в средней группе:
в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
развивать умение использовать предметы — заместители.
В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей.
Задачи педагога в старшей и подготовительной группе:
развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
развивать умение использовать предметы — заместители.
Приложение 1
Сюжетно — ролевая игра «Автобус»
(средний возраст)
Цель:Развивать интерес к игре, самостоятельность в осуществлении задуманного.
Задачи:
Познакомить детей с новыми, доступными возрасту ролями: водитель, кондуктор, пассажиры.
Развивать речь и мышление детей (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
Совершенствовать коммуникативные навыки ребёнка.
Развивать в детях внимание и наблюдательность.
Развивать воображение и творческий потенциал.
Развивать умение согласовывать свои действия с действиями сверстника.
ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Провести беседу на тему: «Профессия моих родителей».
Рассмотреть альбом: «Люди разных профессий». Обратить внимание где изображены : водитель, кондуктор и пассажиры.
Провести беседу на тему: «Как я ездил с родителями в автобусе».
Провести целевую прогулку по улице, понаблюдать за городским транспортом, как происходит посадка пассажиров в автобус.
Чтение произведений: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», С. Маршака «Светофор».
Привлечь детей к изготовлению билето. Предложить нарисовать (сделать аппликацию) городской транспорт, организовать выставку работ.
ПЕРЕДАЧА ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитатель берёт на себя второстепенную роль пассажира.
Создание проблемной ситуации: «Безбилетный пассажир в автобусе.», «Ремонт автобуса.», «Необходимость заправить транспорт.».
Дидактические игры: «Кому это нужно и ля чего?», «Правильно — неправильно», «Правила дорожного движения».
Если игра не «идёт», то воспитатель берёт на себя тоже главную роль. Игра в параллели.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Создать зону для игры «Автобус».
Внесение новых атрибутов: внешних знаков, копий, заместителей.
Внешние знаки: спецодежда, бейджики, фуражки. Копии: руль, инструменты. Заместители:билетики, водительская кабина.
Создание проблемных ситуаций.
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
Создать условия для сюжетно — ролевой игры : подготовить и предложить детям рассмотреть оборудование, беседа с детьми о игре. Если сами не могут распределить роли, то распределить роли по считалке. Или сделать несколько главных ролей.
Педагог постоянно наблюдает за активностью игры и активизируется во время затухания игры.
Показ речевого диалога.
Поощрение детей «За добросовестное отношение к работе».
Педагог помогает робким детям «войти» в игру.
Дидактическая игра «Потому что.»
Приложение 2.
Сюжетно — ролевая игра «Служба спасения».
(старший и подготовительный возраст)
Цель:Развивать интерес к игре, самостоятельность в осуществлении задуманного.
Задачи:
Познакомить детей с новыми ролями:пожарный, скалолаз, космические спасатели, милиционер. Закрепить знания о ролях: врач, водитель, диспетчер.
Способствовать проявлению и реализации индивидуальных интересов и предпочтений в выборе способа изображения героя.
Помогать детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывать содержание, связи и соотношение разыгрываемых ролей.
Упражнять в выразительности речи, мимики, интонации.
Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим.
Развивать внимание, наблюдательность, воображение и мышление.
ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривание картинок из серии «Профессии».
Беседы на темы: «Огонь — наш друг или враг?», «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?»
Чтение произведений: С. Михалков «Дядя Стёпа», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», И. Холин «Как непослушная хрюша едва не сгорела», Б. Житков «На льдине», «Обвал».
Беседы о труде спасателей.
Беседы из личного опыта. Встреча с интересными людьми.
Выставка детских работ.
ПЕРЕДАЧА ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Вызов службы спасения по тревоге (иллюстрации сложных ситуаций).
Осмотр места происшествия, ориентировка на местности.
Распределение спасательных работ между разными группами.
Использование техники специального назначения, спасение пострадавших.
Оказание первой медицинской помощи.
Доставка необходимых предметов в район происшествия (связь с играми «Магазин», «Гараж», «Самолет», «Аэропорт», «Автовокзал»).
Возвращение на базу.
Встреча с журналистами по итогам работы службы спасения.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Набор техники специального назначения.
Рации, сотовые телефоны.
Планы, карты местности, карта России с пометкой мест происшествия,
Символика службы спасения, инструменты.
Защитные каски, перчатки, спецодежда.
Фонари, использование атрибутов других игр «Больница», «Скорая помощь», «Аэропорт».
Пульты управления техникой, тросы (веревки).
Устройство временных жилых городков для пострадавших (палатки).
Создание проблемной ситуации: «Срочный вызов на пожар», «Землетрясение».
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
Если сами не могут распределить роли, распределить по считалке.
Показ речевого диалога.
Поощрение детей (сюрпризные моменты, награды).
Педагог постоянно наблюдает за активностью игры и активизируется во время затухания игры.
Список литературы
1. Краснощекова Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М. :Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Романов А. А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М. : «Принт», 2000.
5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/ Д: «Феликс», 2004.