Ксения Мотыгова
Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
«Павловский автомеханический техникум им И. И. Лепсе»
Проект на тему: «Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание»
Выполнила: Мотыгова Ксения
Студентка группы № 189-2
Руководитель: Заплохова Н. Н
г. Павлово, 2023 год
Оглавление
Введение 3
Связная речь. Понятие, особенности, задачи и содержание. Дидактические игры 5
Публикация «Связная речь, Понятие, особенности, задачи и содержание» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 5
Дидактические игры для развития связной речи 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).
К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
Дидактические игры для развития связной речи
Мы предлагаем использовать дидактические игры для развития связной речи у дошкольников.
1 младшая группа
«Угадай, чей голосок»
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств
Ход игры:
Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»
Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.
Ход игры:
Педагог помещает на наборное полотно фигурки животных и объясняет детям, что один из героев сказок расскажет о себе, и предлагает отгадать, кто это и из какой он сказки.
Педагог выразительно читает: "Я серый, зубастый и страшный. Я хочу съесть козлят. ". Дети называют героя и сказку, объясняют, как они догадались, из какой сказки герой. (В младшей группе к концу года можно привлечь детей к составлению рассказов описаний о героях сказок.)
Средняя группа
«Я начну, а ты закончи»
Цель: активизация словаря, употребление прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) - добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) - веселый, долгожданный
Старшая группа
«Найди картинке место»
Цель: обучать соблюдению последовательности хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры:
Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Подготовительная группа
«Почемучкины вопросы»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
Заключение
Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. в старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой. Все это заставляет обратить внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую, лексическую, связную и грамматический строй. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
Список используемой литературы:
1. Черницова Лариса Александровна Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте, 2020
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений, 2000
3. Связная речь дошкольников,- Коротаева Диана Александровна, 2022
4. «Средства развития связной речи дошкольников», Лакеева Л. В., 2015
5. Картотека "Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи", Курапова Ольга Николаевна, 2019
6. Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе Лошкарева Ирина Анатольевна, 2018
7. Картотека дидактических игр по развитию связной речи Куракина М. П.
8. Картотека дидактических игр для развития связной речи в старшей группе, Корнилова Гульниса Хажиахметовна, 2017
9. https://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=1327
10. https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml
11. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/04/03/svyaznaya-rech-doshkolnikov
12. https://multiurok.ru/ssindex.php/blog/sriedstva-razvitiia-sviaznoi-riechi-doshkol-nikov-soobshchieniie-konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei.html
13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/21/kartoteka-didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po-razvitiyu
14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/23/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-v
15. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
16. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/24/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-starshego