Галина Кокташева
Связь процесса формирования «Я — концепции» ребенка с родительскими установками
▼ Скачать + Заказать документы
Связь процесса формирования «Я - концепции» ребенка
с родительскими установками
1. «Я - концепция» в психолого-педагогической литературе
В настоящее время термин «Я - концепция» активно вошел в научный оборот, стал популярным в обыденном языке. Он дополняет, уточняет, а иногда и заменяет традиционные понятия «самосознание», «образ Я» и др. Подмену понятий «самосознание», «образ Я», «Я - концепция» и др. друг другом отчасти можно объяснить тем, что все они определяют личностные образования, отражающие систему представлений человека о себе. Каждая из названных реальностей представляет собой фундаментальную психологическую триаду когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Все они обусловлены тремя уровнями детерминации — биологической, социокультурной и психологической [19].
Публикация «Связь процесса формирования „Я — концепции“ ребенка с родительскими установками» размещена в разделах
Большинством ученых «Я – концепция» определяется как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе [16].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить в «Я - концепции» следующие компоненты: 1) когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. ;
2) эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр. ;
3) оценочно - волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. [16].
«Я – концепция» - определяется социальным опытом, позволяющим выделить: 1) реальное Я — представление о себе в настоящем времени;
2) идеальное Я — то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные; 3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать; 4) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным, и пр. [16].
В дальнейшей работе понятия «Я – концепция» и «самосознание» будут использованы нами как идентичные.
Самосознание - сложная проблема, пришедшая в психологию из философии. С конца XIX в. и по настоящее время создавались и создаются различные теории, авторы которых, представляют ведущие школы современной психологии, исследуют самосознание, его сущность, механизмы и особенности развития.
Так, Р. Бернс обозначает самосознание понятием «Я - концепция» — совокупностью установок «на себя», выделяя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [5].
Создатель психоанализа 3. Фрейд рассматривает становление самосознания как столкновение влечений с социальными преградами, формирующими внутренние конфликты. Самосознание, или Эго, внутренне конфликтно, проявляет себя через симптомы и защитные механизмы, стремясь достигнуть адаптации и равновесия, которые открываются личности в ее переживаниях [11].
В интеракционистской теории Т. Шибутани «Я – концепция» прояв-ляется в устойчивой ориентации человека на действия в отношении себя и символически представленные в лице, частях тела и др. Определяющим фактором развития «Я – концепции» интеракционисты (Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Шибутани) считают усвоение мнения других людей о себе [24].
В эпигенетической теории Э. Эриксона Эго развивается путем позитивного преодоления внутреннего конфликта.
Для Э. Фромма развитие личности и ее самосознания проявляется в преодолении отчуждения от себя, природы и общества через спонтанную активность, любовь и труд.
«Я – концепция», по Э. Берну, — осознание себя в анализе составля-ющих личностную структуру Родителя, Взрослого и Ребенка, собственных игр и сценариев
К. Роджерс определяет «Я-концепцию», или «самость», как систему целостного восприятия себя, носителя разнообразных социальных образов.
Г. Олпорт для описания развития «Я – концепции» вводит термин «проприум» (позитивное, творческое, стремящееся к росту развивающееся свойство человеческой природы) и выделяет семь стадий развития проприума: телесная самость, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, «образ Я», рациональное управление самим собой, проприотивное стремление (целостное чувство Я) [24].
С. Л. Рубинштейн самосознание определяет, как динамическую систему осознания своих действий, их результатов, мыслей, чувств, морального облика, интересов, идеалов, мотивов поведения и своего места в жизни.
В. А. Петровский рассматривает построение «образа Я» в решении задач возникшего противоречия между наличным Я и потенциальным Я субъекта [14].
«Образ Я» у Д. А. Леонтьева — это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывает сама себя.
В. В. Столин рассматривает уровни развития самосознания в связи с уровнями развития личности: организма, индивида и личности, где ведущая роль принадлежит личностному уровню.
B.C. Мухина понимает под самосознанием психологическую структуру, представляющую единство, которое находит свое выражение в каждом из звеньев структуры самосознания (ценностные ориентации).
По мнению Белобрыкиной О. А. сложность механизма «Я - концепции», как индивидуально личностного образования, состоит в том, что она начинает складываться при наличии в ее структуре «Я - идеального», «рефлексии» и «целеобразования» [2].
«Идеальное Я» субъекта, являясь одним из компонентов психологи-ческой структуры самооценки, служит источником формирования его ценностных ориентации, так как во всей полноте раскрывает представления человека о собственном будущем [2].
Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается в пси-хологии как своеобразное противостояние «Я-идеального» и «Я-реального». В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии у человека цели для саморазвития. Что касается дошкольника, то здесь существует обратная тенденция: позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной (Л. И. Божович, Р. Бернс, М. И. Лисина, А. И. Сильвестр, Е. Е. Кравцова, Т. А. Репина [2].
Наличие у ребенка «позиции близости двух Я» свидетельствует о его самотождественности и самоидентичности, то есть о его уверенности в себе, уверенности в том, что он хороший, любимый. Самотождественность, самоидентичность и есть тот потенциал, благодаря которому ребенок имеет возможность реализовать потребность в саморазвитии [2].
Итак, несмотря на разнообразие мнений, в исследованиях проблемы самосознания можно выделить несколько общих моментов, которые лежат в основе изучения его формирования и развития :
— интегративность и дифференцированность как характеристики направлений развития самосознания, представленность его в процессах самопознания, самоотношения, самооценки, самоконтроля, в смысле Я и др. ;
— предмет самосознания - тело, способности, социальные отношения, чувства, мотивы и др. ;
— механизмы развития самосознания - идентификация и обособление, рефлексивное сознание, разрешение личностных задач и др. [16].
Таким образом, рассматривая понятия «Я – концепция», мы выяснили, что существует тенденция определять «Я – концепцию», как результат в определенном смысле, итоговый продукт процессов самопознания [16].
2. Влияние родительских установок на формирование
«Я – концепции» ребенка
Как видно из анализа психолого-педагогической литературы, одним из важных факторов воздействия на ребенка является установка родителей на поведение детей, напрямую связанная с формированием «Я – концепции» ребенка.
Еще в 30-х гг. XX в. Л. С. Спиваковской были выделены четыре родительские установки : «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, было показано, что «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию [17].
Многие из исследователей выделяют виды установок, влияющие на формирование личности в ходе воспитания по степени значимости.
• Установки, связанные с половой принадлежностью ребенка.
• Установки на подавление чувств, эмоций, весьма распространенная в нашем обществе. Такой тип воспитания создает в ребенке многочисленные внутренние напряжения.
• Неблагоприятное воздействие на детей конфликтных установок родителей
Выделяют два основных типа родительских установок : предписания и директивы[14].
Предписания — сообщения от эго-состояния Ребенок родителей, отражающие определенные проблемы родителей : тревогу, злость, тайные желания. В глазах ребенка такие сообщения выглядят иррациональными, родители же, напротив, считают свое поведение нормальным, рациональным. Выделено десять основных предписаний: 1. Не (общий запрет). 2. Не существуй. 3. Не будь близким. 4. Не будь значимым. 5. Не будь ребенком. 6. Не взрослей. 7. Не имей успеха. 8. Не будь самим собой. 9. Не будь здоровым. Не будь в здравом уме. 10. Не соответствуй [14 С. 321].
Запрет на действия. Соотносится с собственным отрицательным родительским или прародительским опытом, связанным с действиями, а также желанием избавить от подобного опыта своих детей. При этом в общении с ними такие родители постоянно контролируют их действия, готовы сами за них все сделать, достаточно требовательны в своих поступках. В то же время вне сферы активности ребенка подобные взрослые постоянно колеблются в своих действиях, болезненно переносят изменения ситуации, не могут принять решение. Самый распространенный способ решения конфликта у таких родителей — уход от ситуации или бездействие.
Запрет на успех. Характерен для родителей, которые прошли сложный, компромиссный путь к успеху или так и не добились своей цели, несмотря на все возможности и затраты. Чаще невербальное послание таких родителей гласит : «Ну куда ты лезешь!»
Запрет на чувства. Родители, передающие такой запрет, настойчивы в подавлении чувств своих детей, так как уверены, что любое их проявление — это слабость, ведущая к неудаче.
Запрет на близость. Его можно выразить установкой : «Держи дистанцию!» Связан с нарушением коммуникации, когда родителям не хватает времени на общение со своим ребенком.
Запрет на здоровье. Передается родителями, которые убеждены, что ребенком стоит заниматься только тогда, когда он болен.
Запрет на активность. Родителям, передающим подобный запрет, свойственно контролировать свои эмоции и поступки.
Второй тип родительских установок — директивы. Это сообщение от 1. Будь сильным. 2. Будь совершенством. 3. Старайся. 4. Торопись. 5. Угождай другим. 6. Будь начеку [14 С. 322].
Кроме перечисленных шести основных директив, этот тип установок включает также религиозные, национальные и половые стереотипы.
Кроме двух основных типов родительских установок — предписаний и директив — выделяют еще так называемые смешанные, или поведенческие, предписания. Это установки, касающиеся мыслей и чувств, они могут даваться Родителем или Ребенком родителей. Давая такие указания, родители надевают ребенку «семейные (родительские) очки». Аналогичны сообщения и в отношении чувств, такого рода сообщения даются по принципу механизма проекции - когда на другого (в данном случае на ребенка) переносят собственные чувства и мысли. Результатом таких смешанных предписаний является замена мыслей и чувств ребенка на ожидаемые от него мысли и чувства, когда взрослые не осознают чувства и потребности своего ребенка [14 С. 323].
Психоаналитик К. Хорни называла это тиранией долженствования: любые, даже самые позитивные директивы являются ловушками, так как условие «всегда» невыполнимо. И жесткое следование директивам — путь к неврозу [23].
Отсюда следует вывод: подчинение любому, самому позитивному родительскому указанию не может быть признано оправданным. В идеале воспитывающий взрослый должен быть способен отслеживать ситуации, когда ребенок может быть запрограммирован, и корректировать их.
Э. Берн и ряд его последователей разработали довольно сложную и громоздкую систему анализа жизненных сценариев, закладываемых в детстве, по которым человек строит свою жизнь и общение с окружающими его людьми. Позднее психологом Р. Гоулдингом была предложена более простая и конструктивная система анализа родительского программирования, принятая сейчас большинством специалистов. Основой в данной системе являются: сообщения, посылаемые родителями и другими воспитывающими взрослыми (родительские указания, которые могут приводить к изменениям в жизни ребенка и являться причиной многих жизненных проблем [4].
Согласно исследованиям Д. Н. Узнадзе, установки относятся к неосознанным свойствам личности, они формируют представления, убеждения, суждения человека о себе и других [20].
Детско-родительская установка формируется через мнение родителя, которого он придерживается относительно разнообразных вещей и явлений социальной жизни и которому принуждает следовать ребенка.
Цепочка формирования установки проста. Родители своими высказываниями или поведением ориентируют ребенка на те или иные ценности семьи, предписывающие ему вести себя определенным образом в соответствии с нормами, принятыми в ней. Чем выше авторитет родителя в глазах ребенка, тем больше вероятность, что установка закрепится, сложится стереотип поведения [22].
В отличие от сформировавшейся личности ребенок 3—4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен полностью руководствоваться осознанными мотивами и желаниями.
На усвоение установки влияет также аффективная составляющая, связанная с эмоциональным восприятием информации. Как отмечает Т. М. Афанасьева, ребенок более восприимчив к невербальным проявлениям состояния родителя, нежели к логике [1].
Установка закрепляется у ребенка в действии, которое он пред-принимает сам, либо викарным научением, т. е. личным примером родителя, который он может наблюдать. Родители могут задавать установку на поведение сознательно, но формироваться у ребенка она будет спонтанно[22].
Приняв решение, ребенок начинает на его основе организовывать свое сознание. В идеале поведение определяет установку, а установка определяет поведение. Но в реальности на действие установки оказывают влияние средовые воздействия.
В начале установка является внешней (осознаваемой, потом она интериоризируется, становится внутренней (неосознаваемой) и формирует стереотипное поведение (мотивирует поведение) [15].
Итак, воздействия установки родителей распространяются как на мир в целом, так и на отдельных людей, она будет проявляться во всей полноте на более поздних стадиях психического и личностного развития ребенка. Установки родителей на поведение детей - важный фактор, и он напрямую связан с формированием «Я – концепции» ребенка.
Таким образом, мы рассмотрели в первой главе понятия «Я - концепции», «самопознания», «родительские установки». Нами выявлены характеристики направлений развития самопознания, структуры механизма развития; тип и виды родительских установок. В процессе анализа мы установили связь родительских установок на формирование «Я – концепции» ребенка и пришли к выводу о необходимости осознания взрослыми влияния, которое оказывают установки взрослых на формирование «Я - концепции» ребенка.
Процесс осознания определяется, прежде всего, уровнем информированности педагогов и родителей, их психологической культурой.
Литература
1. Афанасьева, Т. М. Семья [Текст] : проб. учеб. пособие для учащихся сред. учеб. заведений / Т. М. Афанасьева – М. : Просвещение, 1985.
2. Белобрыкина, О. А. Развитие самосознания в детском возрасте [Текст] : монография / О. А. Белобрыкина - Новосибирск: НГПУ, 2003.
3. Белобрыкина, О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте [Текст] / О. А. Белобрыкина - СПб. : Речь, 2006.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн – СПб. : Лениздат, 1992.
5. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
6. Боязитова, И. В. Коррекция психического развития старшего дошколь-ника средствами игры [Текст] / И. В. Боязитова // Психология сегодня. Ежегодник РПО. - М., 1996. - т. 2. вып. 4.
7. Вавилова, В. П. Современные технологии в программе профилактики, реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Вавилова, Н. К. Перевощикова - Кемерово: изд-во обл. ИУУ, 2001.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Обращаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер - 3-е изд-е. - М., 2000.
9. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
10.
11. Гордон, Т. Р. Повышение родительской эффективности [Текст] : популярная педагогика / Гордон Т. Р. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
Журбин, В. И. Понятие психологической защиты в концепци-
ях З. Фрейда и К. Роджерса [Текст]/ В. И. Журбин // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 28 – 32.
12. Монахова, А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия [Текст] / А. Ю. Монахова – Ярославль: Академия развития: Академия Ходинг, 2002.
13. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2000.
14. Петровский, А. Всегда ли правы родители [Текст] Психология воспитания / А., Петровский, В. Петровский - М. : АСТ, 2003.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии в 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн – Т. 2. – М., 1989.
16. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: изд-во Харвест, 1997. – С. 796-797.
17.
18.
19. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) [Текст] / А. С. Спиваковская – М. : МГУ, 1988.
Титов, Б. Я., Семейная драма глазами ребенка [Текст] / Б. Я. Титов, Л. Т. Машкова - Л. : Знание, 1990, с. 16
Тищенко, Ю. В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка [Текст] / Ю. В. Тищенко // Психолог в детском саду. – 2005.– №2. – С. 103.
20.
21. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования [Текст] / Д. Н. Узнадзе – М. : 1966.
Фигдор, Г. Дети разведенных родителей : между травмой и надеждой [Текст] / Фигдор, Г. – М. : Наука, 1995.
22. Шапошникова, Т. Е. Антропология семьи [Текст] / Т. Е. Шапошникова – Новосибирск: Наука, 2004.
23.
24. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] самоанализ: пер. с англ. / общ. ред. Г. В. Бурменский. - М. : Прогресс, Универс, 1993.
Хрестоматия Психология личности [Текст] / составитель Л. В. Куликов - СПб: Питер, 2000. - С. 87-91.