Елизарьева Людмила Владимировна
Технология «квест» в концепции ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ В КОНЦЕПЦИИ ФГОС ДО
Аннотация: Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагогов и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в ДОУ. Это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основополагающие принципы, на которых базируется ФГОС ДО : поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. [2]
Современный педагог призван идти в ногу со временем и применять в своей работе современные педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать квест.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей) [3]
Любая педагогическая технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И. Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. [4]
По мнению многих ученых (Быховский Я. С., Бовтенко М. А., Сысоев П. В., Б. Додж, Т. Марч и др.) применение квест-технологии позволяют детям пройти полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.
Квест - технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть индивидуальным или коллективным. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность [5].
Проанализировав разработанную Сокол И. Н. обобщенную классификацию и адаптировав ее к условиям ДОУ, я пришла к выводу, что возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.
По типу образовательных задач (классификация Б. Доджа и Т. Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; компиляция – трансформация информации, полученной из разных источников: создание книги, виртуальной выставки, и т. д. ; творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихов, песни, рисунка, коллажа; аналитическая задача – поиск и систематизация информации; детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. [1]
Все вышеперечисленные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть краткосрочными – одно занятие, или долго-срочными; проводиться в традиционной, виртуальной или комбинированной образовательной среде; иметь различную структуру сюжета; проводиться как в помещении, так и на природе (улица, парк, территория ДОУ) или медиаквесты –поиск и анализ информации в медиаресурсах, либо комбинированные.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; игра «крокодил», тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа, рекламы-антирекламы, творческую деятельность в техниках аквагрим, бодиарт, перформанс, квиллинг, декупаж и скрапбукинг, поэтические поединки, короткие музыкальные, танцевальные и театральные постановки с элементами психодрамы, тренинговые упражнения и т. д. [4]
Хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Квест, как любая игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Библиографический список:
1. И. Н. Сокол Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С. 138-140
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Словари ABBYY Lingvo (En-Ru)
4. Т. Т. Щелина Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.
5. І.М Сокол. Квест : метод читехнологія? // Комп'ютер у школі та сім'ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.